История бильярда от «Хабиба». Кто виноват и что делать? Часть 1

  •  
  • 16 марта 2012 г.
  •  
  • |  распечатать
  • rss
История бильярда от «Хабиба». Кто виноват и что делать? Часть 1

Неутомимый исследователь бильярда Виталий Архипов «Хабиб» представляет на суд читателей свое очередное, на это раз масштабное произведение. Тема, как обычно у «Хабиба», судьба русского бильярда. И ответить Виталий пытается на классические вопросы. Итак, встречайте, «История бильярда в картинках, или «Кто виноват?» и «Что делать?».

Часть 1. «Кто виноват»?

Играть в бильярд или играть на бильярде? Уже в ответе на этот вопрос прослеживается неразрывная связь между игровым инвентарём и особенностями (правилами) игры на нём. Давайте проследим, как изменения игрового инвентаря трансформировали игру на бильярде.

Как известно, первоначально игра на бильярде представляла собой настольное подобие крокета, то есть игры, в которой деревянные шары перекатывались по земляной площадке с помощью ударов по ним деревянным молотком, который держали двумя руками за длинную ручку.

Как и в наземном варианте, в настольную игру играли вдвоём.

У каждого игрока-соперника свой шар, отличающийся только его цветом (или пятном на нём). В настольном варианте неудобно ударять по шарам молотком как в крокете, поэтому по своему шару ударяли битой, имеющей утолщение на ударяющем конце и тонкую ручку, которую держали одной рукой (всё то же подобие молотка), и которая была немного изогнута, чтобы она могла скользить по столу при ударе, не повреждая его. Как и в наземном крокете, в качестве мишеней вначале использовались арка (port) и столбик (king).

Эти мишени имеют принципиальное отличие. Помимо того, что в столбик легче целиться, так как для этого необходимо фокусировать взгляд на нём самом, столбик можно атаковать с любой стороны. Другое дело арка, попасть шаром в которую можно только при комфортном углу атаки, то есть с направления близкого к перпендикуляру к створу арки. При этом и целиться необходимо в некую умозрительную неконтрастную точку внутри пустой арки, удерживая всю её в поле зрения, то есть необходимо фокусировать взгляд несколько дальше арки, что сложнее.

Собственно, эти различия мишеней лежат также и в основе разных аспектов игры на бильярде, его технической и тактической стороны. То есть, для попадания шаром в столбик, игроку необходимо развить технические навыки: правильное прицеливание, ровность удара. А для попадания шаром в арку, прежде необходимо получить удобную позицию для атаки, то есть необходимо развить тактические навыки, в первую очередь чёткий контроль своего шара. Что требует не только навыков точного прицеливания, но и навыков точного выбора силы удара, определяющего скорость поступательного движения (качения) битка, или, как говорят бильярдисты, размера удара.

Для создания этой тактической составляющей игры, ширина створа арки не должна быть слишком большой, оптимально чтобы сложность попадания в арку при ударе по центру створа равнялась сложности попадания в столбик. Если столбик 0,3-0,5 диаметра шара, то створ арки тогда должен быть 1,8-2 диаметра шара. Именно такие пропорции можно увидеть на старых гравюрах, изображающих игру на бильярде типа настольного крокета.

Вначале, попадание своим шаром (битком) в шар соперника не было обязательным условием каждого удара при игре на бильярде. Также как и не было правила серийной игры, то есть игроки делали свои удары по очереди, не смотря на результат предыдущего удара соперника. Если учесть, что и играли в то время весьма неуклюжими битами, то игра была достаточно примитивной, движение битка при ударе незамысловатым, без бокового вращения. И, тем не менее, такие аспекты игры как прицеливание, выбор силы удара, тактические уловки в стремлении поставить шар соперника в невыгодное положение, а свой в выгодное, имели место точно также, как и в современной игре на бильярде.

Появление луз на бильярде произошло практически одновременно с появлением версии игры для нескольких человек, в которой участвует несколько шаров по числу участвующих игроков. Для того, чтобы различать битки игроков при игре нескольких человек, шары стали красить в различные цвета, или наносить на них порядковые номера.

Очевидно, что такая вариация возникла в связи с ростом популярности игры на бильярде и позволяла играть большему количеству людей при том же количестве бильярдных столов и заведений.

Сначала лузы представляли собой отверстия в поверхности стола рядом с бортами, снизу которых прикрепляли вязаные мешки-сетки. По- французски луза «blouse» имеет второе, более старое значение – блузка.

Такие лузы-ловушки (по английски «hazard» - опасность, риск) создавали дополнительные тактические возможности в игре и придавали ей больший динамизм, так необходимый при игре сразу нескольких человек, ждущих своей очереди удара. Однако такие лузы имели и существенный недостаток – в них падал шар катящийся вдоль борта. А если учесть, что вначале борта не были упругими и сильно гасили поперечную борту составляющую скорости катящегося шара, то это происходило достаточно часто, что не могло считаться справедливым.

Для устранения этого недостатка лузы стали вырезать в бортах, у них появились стенки (называемые также губы, щёки, скулы), задающие размер створа лузы, который стали делать примерно такой как у арки. Прицеливание шара в лузу перестало отличаться от прицеливания шара в арку, что и привело к отмиранию этого элемента игры на бильярде (арки).

К тому же при игре несколькими шарами требование попадания своим шаром (битком) в шар соперника стало обязательным условием каждого удара. Прицеливание битка в шар соперника не отличается от прицеливания шара в столбик, что привело к отмиранию и этого элемента игры. Таким образом, при исчезновении со стола арки и столбика, техническая и тактическая составляющие игры не пострадали, их функции взяли на себя лузы и дополнительные шары.

Одновременно с эволюцией бильярдного стола изменялось и орудие удара - бита. Ударять толстым концом биты по шарам стоящим у борта было неудобно, в этом случае ударяли тонким концом, «хвостом» биты. По-французски «хвост» - «queue» (произношение «кью»), откуда возникло английское слово «cue» с тем же произношением. «Queue» и «cue» означают слово «кий» в этих языках в настоящее время. Со временем, игроки поняли преимущество более точного прицеливания и более ровного удара тонким прямым кием с использование двух рук по сравнению с ударом одной рукой с помощью изогнутой утолщённой биты.

Постепенно кий стал вытеснять биту в игре, а сама бита превратилась в удлинённый «мазик», который вышел из употребления только в 20-ом столетии.

Таким образом, с появлением лузных столов, игра на бильярде свелась к сыгрыванию своим битком битка(ов) соперника(ов) в лузы, как бы их «убивание». Недаром такая игра получила название «La guerre» (по-французски «война»). При этом, разумеется, случайное падение своего битка в лузу считалось за несчастье, этакое «самоубийство». Как и во многих других играх (шахматы, шашки, карты), возникла вариация игры для двух игроков «в поддавки», то есть такая, где сыгрывание своего шара в лузу это удача, а сыгрывание битка соперника – наоборот. Однако, полагаю в силу психологии, как и в других играх, вариация «поддавков» на бильярде не пользовалась большой популярностью, вследствие чего технические приёмы сыгрывания своего шара в лузу не особенно изучались и отрабатывались игроками.

Игру для многих игроков, у каждого из которых свой биток, стали называть «пул», так как перед игрой игроки делали обусловленную денежную ставку в общий банк (по-английски «pool»), который забирал выигрывающий игрок, чей биток оставался на столе один.

Продолжение следует

  По материалам: Журнал "Бильярд Спорт"
Комментарии: 4 | прокомментировать
Просмотров: 600

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter