Виталий Архипов (Хабиб): «Размышления о русской пирамиде». Дополнено!

  •  
  • 02 ноября 2012 г.
  •  
  • |  распечатать
  • rss
Виталий Архипов (Хабиб): «Размышления о русской пирамиде». Дополнено!Фото с картины художника Владимира Семеренко. ЛЛБ  

 Неутомимый и неоднозначно воспринимаемый Виталий Архипов «Хабиб» продолжает размышлять о русском бильярде. В своем очередном очерке Виталий размышляет о том, как вернуть популярность классической (малой русской) пирамиде.

Первое упоминание о нумерованных бильярдных шарах, которое мне удалось найти в литературе, относится к 1756г.  и описывает игру для нескольких (до девяти) человек, у каждого из которого свой собственный биток. Номера на шарах используются в ней для отличия битков соперников друг от друга и для визуализации очерёдности ударов игроков.

К 1780г. относится первое упоминание в литературе об игре одним шаром (общим для всех битком) при большом количестве шаров на столе. Это игра «A la Ronde», в которой прицельные шары расставляются парами  у каждой из шести луз, и ещё три шара ставятся в центре стола по средней линии. Всего  с битком 16 шаров. Без труда в этой игре можно узнать «Чухонку», упоминаемую спустя столетие А.И Леманом в его известной книге на 192стр.

Первое упоминание в литературе об игре одним шаром с выставкой прицельных шаров в форме пирамиды относится к 1795г. Игра называется «A la Figaro» или  «Piramidein». В ней 24 пронумерованных прицельных шара, играть могут несколько человек,  и счёт в игре ведётся не количеством сыгранных прицельных шаров, а сумой номеров сыгранных шаров. Не удивительно, что упоминание это относится к городу Вене, где  в 1780-ых проживал Моцарт, написавший в 1786 г. оперу «Свадьба Фигаро». Известно также, что Моцарт был заядлым игроком на бильярде.

Зная это, становится понятно, почему А.И Леман в своей книге на стр.170, описывая игру известную нам сейчас как «Малая русская пирамида 71очко», называет её  «Пирамидка (figaro)». И становится неудивительно, что Леман упоминает о том, что на Западе (в Польше) играют в пирамидку с 16 прицельными шарами, где один шар приставляется к пирамиде с тылу. 

Таким образом, современная спортивная игра на русском бильярде, называемая «классическая пирамида», есть не что иное, как игра «малая русская пирамида 71очко» столетней давности. И даже более того  - она практически неотличима от  игры «Фигаро» более чем двухсотлетней давности.

Завидное долголетие. И неспроста. В игре сложная, богатая тактика. Игра требовательна к техническому мастерству игрока. В ней целесообразно применение сложных ударов, таких как удары от борта, шаром, карамболем. И поэтому она в исполнении высокотехничных игроков весьма зрелищна.

Однако в настоящее время классическая пирамида  хотя и признаётся наиболее сложной из спортивных игр (кем? – прим.ред.),  но популярностью не пользуется. Причина этого в первую очередь в том, что в ней не предусмотрено сыгрывание своего шара, без которого современный русский бильярд смотрится пресно. К тому же, по современным меркам она не динамична, игроки  вынуждены тратить время на разглядывание номеров шаров, анализ позиции, а зрителю номера разглядеть и того труднее, поэтому следить за замыслом игрока им удаётся не в полной мере.

 Как дать новую жизнь классической пирамиде?  Очевидно, что для этого нужно,  во-первых, гармонично  «поженить» её с сыгрыванием битка, а во вторых,  повысить лёгкость восприятия логики игры зрителем.

Полагаю, лучшим способом подружить классическую пирамиду со свояками будет введение правила, что после сыгрывания битка игрок вводит биток в игру с любого места поля, но с запретом сыгрывать  прямые шары, как свои, так и чужие. При этом соперник за сыгранный биток снимает с поля любой шар на полку игрока.

Что это даёт? Сыгрывать биток будет наиболее выгодно от крупных шаров, одновременно пытаясь наиграть прицельный шар к лузе, то есть демонстрируя контроль двух шаров. После этого у соперника возникнет непростой выбор : или снимать шар с меньшим номиналом, или снимать другой шар усложняя игроку сыгрывание с руки третьим шаром наигранного крупного шара у лузы.  В любом случае, у  игрока будет и третья возможность – сыграть с руки крупного шара дуплетом.

Повысить лёгкость восприятия зрителем игры, можно применив разноцветные прицельные шары. Как нельзя лучше подойдёт набор для звёздной пирамиды приобретённый ФБСР,  с пятью группами по три шара одного цвета.  К примеру: жёлтые по 1 очку, красные по 4 очка, синие по 7 очков, зелёные по 10 очков, чёрные по 13 очков. Всего 105 очков. К последнему шару по традиции  добавлять 10 очков. Итого 115 очков. Для победы достаточно набрать 58 очков. К примеру, сыграть всего пять шаров: три чёрных и два зелёных.  Кстати, и ничьи по очкам, как в «малой русской» здесь быть не может. За любой штраф, с полки игрока  выставляется на поле шар с меньшим номиналом из имеющихся, а если нет, то первый сыгранный шар. Это добавляет тактики при игре на последних шарах, о чём Леман писал на cтр.175, описывая польский вариант «Фигаро».

Дополнение:

Традиционно в "Малую русскую пирамиду" играли со строгим заказом или заказом шар-луза. Представляется, что по нонешним меркам такой заказ не отвечает требованиям динамизма игры. Динамичной игре более соответствует "джентльменский" заказ когда не требуется объявлять голосом достаточно очевидные и наиболее часто играемые прямые шары, а проговаривать заказ нужно только при планируемом комбинированном ударе(от борта, шаром. от шара и т.д). В предлагаемом варианте Классической пирамиды со свояками "джентльменский" заказ будет выглядеть следующим образом :

1. При кладке с игры прямого чужого или свояка объявлять заказ не требуется. Это позволит игроку играть прямые шары на две лузы и любой из упавших шаров будет считаться. НО, если биток падает в лузу от борта или от шара то это штраф. Если от борта или шара падает прицельный шар то он не засчитывается, даже если упал прямой биток который засчитывается.

2. Если заказан с игры комбинированный удар с сыгрыванием прицельного шара, то сыгрываеый при этом биток, в том числе и прямой, приводит к штрафу. Но если вместе с сыгранным заказным падает ещё прицельный шар, то он засчитывается.

3. Если заказан с игры комбинированный удар с сыгрыванием битка и заказ выполнен, то упавший при этом прицельный шар засчитывается. Но если заказ не выполнен, то не засчитывается. Если биток сыгран не в соответствии с заказом, в том числе и напрямую , то штраф.

4. При ударе с руки с любого места поля заказывать прицельный шар от одного борта(дуплет), биток от одного борта(свой к себе), третьим шаром (застрявшего шаром), карамболем (застрявшего от шара) не требуется, то есть по умолчанию составляет "джентльменский заказ". Это позволит играть с руки на две лузы, типа чужой дуплетом, а свой к себе или чужой дуплетом, а свой от шара застрявшего. НО, если при ударе с рук молча биток падает в лузу напрямую или от шара, то это приводит к штрафу.

5. При ударе с руки с любого места поля с объявленным заказом падение битка в лузу не в соответсвии с заказом приводит к штрафу. Заказ может быть объявлен только на один из шаров : либо биток, либо прицельный. При выполненном заказе упавший в лузу дополнительно прицельный шар засчитывается.

Обсудим?

Виталий Архипов

  По материалам: Журнал "Бильярд Спорт"
Комментарии: 61 | прокомментировать
Просмотров: 1019

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter