В московском клубе «Звезды» прошел Фестиваль короткометражного кино о бильярде «Через тернии к Звездам». Елена Прохорова, побывавшая на данном мероприятии, готова рассказать читателям интернет-издания «Бильярд Спорт» об этом событии, а также порассуждать о его значении в развитии бильярдного спорта в России.
Коротко о главном
Проект «Через тернии к Звёздам», воспринимавшийся сначала всеми как авантюра Сергея Баурова, в действительности оказался сильным и важным событием в жизни не только столицы России, но и во многих уголках нашей необъятной Родины. По признанию идейного вдохновителя и организатора проекта – Инги Стоколяс – проект изначально был рассчитан на студентов ВГИК, а в результате приобрел неожиданный размах. Около 20-ти работ из пяти стран, в число которых помимо России входят Украина, Латвия, Казахстан и (внимание!) Доминиканская Республика. Что еще тут можно добавить?
А добавить можно еще много чего. Например, не слабенький состав жюри: Евгений Сталев, Галина Прохорова, Вероника Чибис и Арташес Саркисян (да-да, тот самый ведущий «Comedy Club», а для кого-то еще и главный редактор журнала «Total Football»). Добавьте еще звездный состав девушек из бильярдного спорта: Диана Миронова, Ольга Милованова и Евгения Ромодина – чемпионки России, Европы и всего мира. И, напоследок, представьте себе полностью забитый людьми клуб, и все с огромным интересом смотрят то мастер-класс по бильярду для начинающих, то мастер-класс по видеопроизводству, то мастер-класс от профессионалов дел бильярдных, от которых, если честно, дух захватывает. И вот только теперь понимаешь масштаб данного проекта. А еще понимаешь, как же все-таки повезло бильярдному спорту в России, что у него есть такой интересный человек – Сергей Бауров – богатый креативными идеями для продвижения бильярда в стране и за ее пределами.
«Через тернии к Звездам» - первый кинопроект о бильярде в стране. В течение двух месяцев организаторы принимали заявки от всех желающих, отвечали на вопросы и даже помогали в создании фильмов, предоставляя совершенно бесплатно бильярдный клуб «Звезды» под съемки. И, конечно, в долгожданный день закрытия этого проекта все с нетерпением ждали показа конкурсных работ. Знаю: было немало скептиков, считавших, что участников в конкурсе будет мало, ведь бильярд – очень узкая тема: вроде, как и негде развернуться фантазии. Но работ было много, и в каждой из них - свой неповторимый подход создателей, где-то совершенно неожиданный.
В результате единогласным решением судей победила работа Никиты Кеворкова и Романа Хаустова «Игра по-взрослому». Картина действительно отличается от других работ сильным сценарием и профессиональным подходом, не смотря на то, что это была первая киноработа ребят из Москвы.
Отдельным призом зрительских симпатий удостоилась картина «LEГАL SHOT» молодого режиссера из Махачкалы – Мухтара Махтибекова. Тут я бы хотела отметить, что над картиной Мухтар работал с отцом, который написал сценарий. И это тоже важный момент в подобных проектах. Он не только связывает нации, города, страны в наше непростое время, но и, возможно, укрепляет семейные отношения, помогает через творчество понять друг друга разные поколения.
А нужно ли нам, бильярдистам, это?
На первый взгляд, проект «Через тернии к Звездам» - это вполне естественный шаг в развитии бильярда в России. Он был столь же необходим данному виду спорта, как необходим каждый новый шажок малыша в его физическом развитии. Сейчас можно смело утверждать, что этот первый шаг сделан, сделан уверенно и даже красиво. Но с каким трудом он дался, знают лишь несколько человек. Только организаторы проекта знают, какая работа была проделана, сколько сил было отдано.
Однако вопрос: зачем нужен данный проект? – для кого-то остается актуальным. Не навязывая никому свое личное мнение, хочу просто ответить на данный вопрос. На сегодняшний день кино – это самый востребованный вид искусства, самый массовый. Благодаря современным технологиям снять полноценную кинокартину почти не составляет труда, а показать ее миру – так вообще пустяковое дело. Однако автор фильма, не имея даже специального образования, может внести столько смысла, драматического или комедийного, в свое произведение, что народ воспримет это, пропустит через себя и задумается о теме, заданной режиссером. Мы все прекрасно понимаем силу воздействия видеоматериалов на человеческое сознание. С другой стороны, бильярд – удивительная игра воображения, мышления, смекалки, отточенности движений и психологии. Для многих же эта игра пока означает просто стол, шары и палки. Ну, что может быть в ней интересного? Вот тут-то и вырисовывается задача кинофестиваля о бильярде: показать народу, что такое на самом деле бильярд.
Сколько людей, столько и мнений. И каждый из нас, любителей бильярда, может через видеопослание рассказать и показать, в чем он видит прелесть бильярда. И в этом многомиллионном мире Вы обязательно найдете единомышленников, а еще внесете свой вклад в развитие бильярдного спорта.
Интервью с Ингой Стоколяс
Работоспособности Инги мне остается только удивляться. Как она все успевает, не представляю. Этот ее проект, конечно, произвел впечатление не только на меня, но и на всех, кто видел ее на церемонии закрытия фестиваля. Как горели ее глаза! Как она переживала за свое детище! Мы смогли встретиться с Ингой для интервью только через несколько недель после мероприятия, но ее глаза все также горели, как и в фестивальный день.
Инга, расскажи, пожалуйста, как родилась у тебя эта интересная идея?
Я всегда увлекалась короткометражными фильмами. Это мое маленькое увлечение стало основой проходящих в нашем клубе лекций о кино. Сергей, со своей стороны, всегда делал акцент на видеоматериалы о бильярде. Все его творения на «ура» воспринимались бильярдным сообществом, да и не бильярдным тоже. Оба эти направления вызывали, вызывают и будут вызывать неподдельный интерес, а потому мы решили их совместить.
Это первое подобное мероприятие, организованное тобой и Сергеем. Трудно было воплощать свою идею?
Ну, конечно, не просто. Мы очень боялись, что конкурс не будет востребован. Нам писали, что бильярд – очень узкая тема, ее тяжело обыграть. Мне кто-то написал: «Вы вообще не наберете участников, никто не будет этим заниматься». И у меня уже руки, честно говоря, начали опускаться. Работы не приходили. Мы даже внесли в положение пункт: «Если будет меньше пяти работ, фестиваль не состоится». Не ожидали, конечно, мы, что основной объем работ будет прислан в последние дни.
А вообще, из каких городов присылали работы?
На удивление география фестиваля очень широкая, что, конечно, не может не радовать. Работы присылали и из Москвы, и из Санкт-Петербурга, и из Махачкалы, из Краснодара и Калининграда. Сейчас точно все города не вспомню, но вот главный шок был, когда нам прислали фильм из Доминиканской Республики. Девушка – начинающий режиссер из Казахстана – сняла фильм в Доминиканской Республике с местными актерами. Изначально она планировала его сделать на казахском языке с русскими субтитрами, но конечный результат все-таки был с русской озвучкой. Был фильм из Латвии. Со спецэфектами. Эта работа, конечно, впечатлила нас.
А кто он, ваш конкурсант – начинающий режиссер, студент профильного вуза или просто любитель, желающий проявить себя в данной сфере?
Изначально я больше ориентировалась на студентов. Даже с представителями ВГИКа связывалась, просила их разместить у себя информацию о конкурсе. А в итоге получилось, что большую часть присланных работ сняли любители. Для многих это был первый опыт.
Как подбирали состав жюри?
Это очень интересная история. Так сложилось, что весь фестиваль был построен на энтузиазме добрых, неравнодушных к бильярду и кинематографу людей.
Первым в состав жюри вошел Евгений Сталев – яркий представитель бильярдного мира. На самом фестивале Евгений не присутствовал, так как был в Америке, но, естественно, все работы он просмотрел и оценил.
Следующей в состав вошла Вероника Чибис – режиссер монтажа таких фильмов, как «Глухарь», «Ликвидация», «Одна война». Нам нужен был кто-то из киноиндустрии. Мы много думали, кто бы это мог быть. И тут с нами связывается помощница Вероники и предлагает сотрудничество. Мы, естественно, согласились, пригласили ее в клуб для обсуждения деталей. В результате нашего общения Вероника вошла в состав жюри, а также согласилась провести мастер-класс для гостей фестиваля. Мы, окрыленные тем, что такой человек – профессиональный режиссер – работает с нами, воодушевились и решили так для себя: «Ни шагу назад!»
Потом мне пришла в голову идея: связаться с Галиной Прохоровой. Медийное лицо, не понаслышке знает, что такое бильярд. Трудно найти лучшей кандидатуры для подобного проекта. К сожалению, Галина сейчас работает над своим проектом в Геленджике, но она так же, как и Евгений, отсмотрела все конкурсные работы и прислала свои оценки по почте.
Последним в состав жюри вошел Арташес Саркисян. Мы долго думали: кого, ну, кого еще пригласить? И Сергей вспомнил о своем знакомстве с Арташесом, связался с ним, предложил поучаствовать в фестивале. Тем более Арташес любит бильярд, иногда поигрывает.
Так, положение вы написали, информацию в интернете о фестивале дали, жюри достойное собрали. А как проходила подготовка к самому дню закрытия мероприятия? Я была в тот день в клубе и была приятно удивлена, как много вы собрали народу и с каким интересом этот народ участвовал в развлекательной программе.
Изначально четкой картинки самого фестивального дня не было. Мы хотели просто организовать показ конкурсных работ и награждение победителей. Но Вероника Чибис и тут нам помогла. Она рассказала мне о фестивале велокино. Я решила написать главному организатору фестиваля – Марии Хромцовой. Письмо содержало в себе предложение обменяться опытом организации и проведения подобных мероприятий. Мария, на удивление, очень быстро отреагировала на мое предложение, приехала в клуб и помогла своими советами продумать весь фестивальный день. Благодаря ей появилась идея проведения бесплатного мастер-класса по бильярду для начинающих. Народу пришло столько, что мы просто боялись, как наш мастер Никита сможет захватить внимание всей аудитории. Но он справился, все остались довольны.
В этот момент к столику, за которым я вела беседу с Ингой, подошел Сергей Бауров. И, как всегда импровизируя, он с обаятельной улыбкой задал вопрос Инге: А в дальнейшем будете организовывать подобные мероприятия?
Да, обязательно. Фестиваль прошел очень хорошо. Все остались довольны. Это главная награда для нас и главный стимул продолжать данный проект. Я думаю, мы попробуем организовать фестиваль в еще более крупном масштабе.
Сергей: А тематика фестиваля будет такая же, или вы планируете изменить условия?
Условия будут изменены. Необходимо убрать некоторые шероховатости в организационной работе. Возможно, мы включим пару номинаций вместо одной. Важно отметить, что прошедший фестиваль был пробным. Нам нужно было понять, насколько это может быть интересно публике. Мы провели оценку мероприятию, сделали нужные выводы и готовы на основании проделанной работы организовывать так фестиваль, чтобы интерес к нему только возрастал.
Говорят, что зал, где проходил фестиваль, не смог вместить всех желающих?
Да, это правда. Мы не ожидали, что фестиваль примет такой размах. А следующий планируем провести еще более масштабный. Поэтому мы будем задействовать целый клуб под это событие.
А теперь хочу задать провокационный вопрос: это вы обеспечили победу фильму «Игра по-взрослому»? Вы купили жюри, да?
Сергей: Нельзя так говорить. Более справедливого жюри, чем наше найти было сложно. Организовывая данное мероприятие, мы были нацелены на популяризацию бильярда. Это была основная задача фестиваля.
Инга: Я хочу сказать следующее: посмотрите все фильмы сами! «Игра по-взрослому» - сильная, очень сильная работа.
Сергей: Основным доказательством служит тот факт, что сами участники этого кинофестиваля признали лучшей работой именно фильм-победитель.
Вот, прошел первый фестиваль. Был ли какой-то отклик от Федерации бильярдного спорта?
МКБС помогла нам в плане информационной поддержки. Они разместили на сайте баннер фестиваля, за что им «большое спасибо». А в целом, с нами никто не связывался, но думаю, конечно, это связано с тем, что фестиваль проводился в первый раз. Но мы надеемся, что в будущем мы будем уже гораздо плодотворнее сотрудничать с федерацией бильярда, и вместе приложим все усилия для популяризации любимого нами спорта!
Интервью с победителем
С Никитой Кеворковом встретиться было еще сложнее, чем с Ингой. Весь в делах: с утра и до вечера. Кто знает, возможно, он сейчас трудится над тем, о чем пытался рассказать зрителю в своей киноминиатюре «Игра по-взрослому».
Никита, расскажи, пожалуйста, сначала о том, как у тебя родился такой сильный сценарий?
Сценарий, на самом деле, родился очень быстро. Я сразу для себя решил, что снимать просто ролик про бильярд не буду, потому что привязываться к игре, мне лично показалось, скучно. Мне хотелось раскрыть заданную тему с другой стороны. Ну, и тут проснулась любовь к социальным роликам, к созданию вещей, которые к чему-то побуждают: сделать или хотя бы задуматься. Я предложил товарищу: «Давай снимем такой вот ролик?» Он мне в ответ: «Нет, ну, как-то слишком просто. Давай что-нибудь посерьезнее придумаем?» Я говорю: «Я не хочу. Я хочу именно вот так: простым языком рассказать о действительно важных вещах, которые меня волнуют». Вот, работая в данном направлении, и появилась идея сценария.
Единственное, чего мне лично не хватает в фильме, это красоты русского бильярда. Вот это мы не показали. Мы просто не успевали, не укладывались в сроки. У нас на съемки был ровно день. Мы с утра, еще до открытия клуба, начали и только вечером смогли закончить. Я пытался что-то на камеру интересненькое выдать, но не получалось.
А как в этом сценарии нашлось место такому герою, как маленький мальчик?
В нашем фильме, в принципе, говорится о таких простых и понятных вещах, которые лежат на поверхности повседневной жизни. Это не что-то такое сложное, до чего нужно расти. И поэтому такая вот аллегория: мальчик, даже ребенок может понимать такие вещи, а вот взрослые люди иногда забывают об этом. Они живут навязанными стереотипами, заложенными в них с детства обществом, но жизнь меняется и надо менять свое к ней отношение, чтобы быть, так сказать, на волне.
Мальчика вы очень интересного нашли. Роль как будто под него писалась.
Мальчик, вообще, чудесный. Я почти сразу понял, когда его увидел, что это «он».
Мы устраивали кастинг, рассылали приглашения. Запомнился мне даже один кандидат. У него фильмография в его пять лет была больше, чем у многих взрослых актеров. В 2012 году – 10 картин, в 2013 – 14. Но нам он показался немного не собранным, да и желание играть в кино было скорее мамино, чем его. А вот, когда наш будущий герой начал читать текст, я, прям, вижу: глаза загораются.
А как пришли к тому, что другую главную роль играл ты?
На роль второго героя – Антона – мы тоже проводили кастинг, но найти подходящей кандидатуры никак не могли. А я во время кастинга с детьми читал текст Антона, старался читать с выражением, чтобы как-то помочь ребенку. И мне наш режиссер (Хаустов Роман – прим. авт.) предложил сыграть эту роль. Я сначала отказался, потому что хотел видеть в этом фильме профессионального актера, чтобы результат был хорошим, но, на самом деле, сыграть очень хотел. Хотелось просто попробовать свои силы в этом направлении. В результате решился на данный шаг. Получилось, как получилось. Удовольствия от съемок не получил, потому что нужно было постоянно следить за организационными моментами. Зато теперь в моей биографии есть вот такой маленький актерский опыт.
Хорошо, Никит, теперь хочу задать немного провокационный вопрос, который волнует бильярдное сообщество. Как ты считаешь: могли ли организаторы, заинтересованные в рекламе своего клуба, подкупить членов жюри для победы твоей картины или, например, заплатить тебе как профессионалу за данную работу?
Да, все могло быть (скромно улыбается). Вот только ко мне почему-то никто не подходил и денег не предлагал. О подкупе членов жюри ничего сказать не могу. Просто не вижу в этом смысла. Понимаешь, в чем дело. Мы занимаемся рекламой. Первое, о чем мы подумали: «Зачем, вообще, проводить такой фестиваль? Наверно, с целью не только популяризации бильярдного спорта в целом, но и своего клуба, конечно же». И уже после осознания этого мы поняли, в каком направлении нам стоит работать. Тем более организаторы всем желающим давали возможность поснимать на территории своего заведения. В результате у нас получилась картина социального характера и хорошая, продающая реклама. Мне нравится объединять подобные вещи. С одной стороны данный ролик наталкивает на какие-то раздумья, а с другой стороны пробуждает желание поиграть на бильярде. Бильярд все-таки игра успешных людей.
Тогда в чем для тебя был стимул победить в данном конкурсе? Призовой фонд?
Нет, дело было совсем не в призовом фонде. Мы снимали данную картину, скорее, для себя. Мы пробовали свои силы в новом жанре. Это было необходимо, прежде всего, для нашего профессионального роста. Если бы не было никакого денежного приза, а в награду нам давали бы грамоту и гладили бы нас по голове, мы все равно были бы очень рады.
А как тебе фестиваль в целом?
Фестиваль мне очень понравился. Была видна организационная работа. На самом фестивальном дне было видно, как дорог данный проект Инге, как она переживала. Приятно видеть, когда люди действительно ответственно относятся к своей работе.
Если сейчас объявят о втором кинофестивале короткометражных фильмов о бильярде, примешь участие?
Буду участвовать, если мне действительно будет, что показать и сказать. Просто так, ради галочки, я снимать не хочу.
А в целом, какие у тебя творческие планы на будущее?
Мы движемся по своей дорожке. Мы снимаем рекламу. Конечно, нам хочется снимать художественные, полноценные фильмы. И при любом удобном случае мы будем вписываться в подобные проекты. Со временем.
Мне лично хочется реализовать себя в киноискусстве с социальным посылом. Хочется через свои работы доносить до зрителя какие-то полезные, важные вещи, чтобы люди задумывались над тем, что они делают или собираются сделать. Возможно, так я смогу хоть чуть-чуть поменять жизнь к лучшему. И таким образом смогу оставить частичку себя в этом мире.
Post Scriptum
Команда организаторов проекта «Через тернии к Звездам» будет рада любой поддержке фестивалю со стороны как физических, так и юридических лиц. Призываем всех неравнодушных к бильярду людей помогать нам в развитии данного вида спорта. Поверьте: это только кажется, что от вас ничего не зависит. От вас зависит будущее бильярда!