По оценке "Ведомостей", в России продается около 120 000 столов

  •  
  • 05 декабря 2007 г.
  •  
  • |  распечатать
  • rss

Одна из ведущих деловых газет страны, "Ведомости", подала заявку на участие в конкурсе на лучшую публикацию на тему «Бильярд», итоги которого будут подведены во время турнира «Акулы шара’2007» 15 декабря.

Публикация Елены Муляровой "Двенадцать футов под кием" посвящена экономическому анализу рынка бильярдных столов, его объему и емкости, перспективам производства и потребления. Это одна из немногих журналистских работ, пытающаяся оценить объем рынка в физическом и денежном выражении и его возможную капитализацию при помощи опроса ведущих игроков рынка. С разрешения автора и издания публикуем материал-конкурсант в полном виде.

Двенадцать футов под кием

Состояние рынка бильярдных столов зависит от того, как много потребителей смогут построить себе дома с комнатой не меньше 35 кв. м


Будущий генеральный директор компании «МБС-бильярд» Виталий Платонов в 1975 г. приехал в Москву из Донецка, закончил Московский горный институт и некоторое время работал по специальности. «В 1989 г. мой друг Анатолий Старков создал Федерацию бильярдного спорта СССР, а в 1990 г. — Союз профессиональных бильярдистов. Эти две организации оказали неоценимую помощь в становлении компании», — рассказывает Платонов. Профессиональные бильярдные столы в СССР вообще не выпускались, и, чтобы исправить ситуацию, в 1990 г. была создана компания «МБС-бильярд». Старков, Платонов и их итальянский партнер (выбывший из проекта из-за сложностей ведения бизнеса в России) вложили в создание новой компании $12 000 личных сбережений.

Дорого, но спортивно
По оценке директора компании «Руптур» Александра Соколова, в России продается около 120 000 бильярдных столов в год, включая столы, произведенные в России. Средняя стоимость любительского стола – около 30 000 руб., профессионального – 150 000 руб., эксклюзивного – 250 000 руб. Наиболее востребован сегмент столов стоимостью от 30 000 до 150 000 руб.


«23 июля 1992 г. мы выпустили первый стол, на котором осенью того же года состоялась финальная игра чемпионата России по русской пирамиде, — вспоминает Платонов. — Мы столкнулись с огромными трудностями: не было ни производственной базы, ни чертежей, ни специалистов. Воссоздать чертежи нам помогли игроки старой школы — Леонид Самотис, Георгий Митасов, Владимир Симонич. Комплектующие — плиты, резину, сукно, деревянный каркас — делали сами». «Мы пытались сделать сукно, соответствующее мировым стандартам, — вспоминает бывший сотрудник ЦНИИ шерсти, а сейчас директор компании “Химтекс” Владимир Огнев, — пряжу брали в одном городе, ткали в другом, отделывали в третьем».

«Классические плиты для столов изготавливаются из итальянского камня ардезии. В начале 90-х достать ее было невозможно, и мы организовали на производство бильярдных плит из алюминиевого сплава и синтетического гранита, — рассказывает бывший технический директор “МБС-бильярд” Виктор Старшов. — А через несколько лет ардезия стала дешевле сплавов, и мы начали ее закупать».

Годы монополии

В 1993 г. компания выпустила 10 столов, заработав около $30 000. Первые семь лет обороты компании увеличивались на 15-20% в год. «У нас не было проблем со сбытом, — отмечает Платонов. — Часть продукции продавали по льготным ценам региональным федерациям бильярдного спорта». «У “МБС-бильярд” всегда были столы очень приличного качества», — признает вице-президент Федерации бильярдного спорта России Георгий Митасов.

До 1994 г. «МБС-бильярд» была монополистом российского рынка. Потом появился первый конкурент — белорусская компания «Руптур» (г. Жодино). «Мы бойцы в маленькой деревне, — говорит директор “Руптура” Александр Соколов, — и хотя в Белоруссии нашу продукцию покупают хорошо, нам интересен огромный российский рынок». В 1998 г. в игру вступила компания «Старт» (Новосибирск), у которой сейчас около десятка представительств по России. «Главными конкурентами из производителей я считаю компанию “Руптур”, так как она работает на Россию, — говорит заместитель директора компании “Старт” Игорь Ембулаев. “Производители столов для массовых клиентов — наши конкуренты по роду продукции, но не по виду изделия. Наша особенность — сделанные на заказ столы профессионального качества”, — отмечает Платонов. “МБС-бильярд” первыми выпускали профессиональные бильярдные столы в СНГ. Сейчас они отошли от спорта, но качество у них профессиональное», — отзывается Соколов.

Разовая продукция

«МБС-бильярд» в год выпускает около 200 серийных столов 10 базовых моделей, которые реализует через собственную розничную компанию. Стоимость стола — $5000-10 000, зависит от материала, конструкции и сложности исполнения. Некоторые сложные модели делаются по полгода. Комплект из пяти плит ардезии стоит $2500, 1 куб. м дерева — $300-5000. Ручная работа резчика может увеличить стоимость до $20 000. «Такие столы заказывают редко», — говорит Платонов. «Три года назад я заказал в “МБС-бильярд” стол нестандартного размера под уже готовую бильярдную комнату, — рассказывает певец и композитор Вячеслав Добрынин. — До этого, конечно, собирал информацию, узнал, что у компании хорошая репутация». 85% клиентов «МБС-бильярд» — частные заказчики, остальные — спортивные и развлекательные клубы. «В этой компании мы купили три стола для русского бильярда и три — для американского. Качество отличное», — отзывается директор РЦ «Джигсо» Павел Завражнов.

Последствия бума


Сейчас у «МБС-бильярд» собственное производство, на котором работает 60 человек. Годовой оборот компании — около 20 млн руб. «В последние семь лет в стране начался бильярдный бум. Из 100 строящихся домов в 80 уже на стадии проекта закладывается бильярдная комната», — рассказывает Платонов. «Это престижно и популярно, — соглашается главный архитектор компании «Арт-департмент» Инесса Белоусова. На волне тенденции в «МБС-бильярд» появилась новая услуга — оформление интерьера бильярдных комнат. «Это направление приносит нам даже больше прибыли, чем производство столов, — признается Платонов. — Стоимость отделки варьируется в диапазоне $200-1000 за 1 кв. м». Такую же услугу предлагают клиентам и «Старт», и «Руптур».

«В последние годы основной проблемой для российских производителей бильярдного оборудования стал большой наплыв низкосортной, дешевой продукции из Китая, — говорит Платонов. — Кроме того, специфика рынка обусловлена тем, что это молоко вы покупаете каждый день, а бильярдный стол — раз в 10 лет».

«Рынок стирального порошка Белоруссии значительно больше, чем рынок бильярдных столов всего СНГ, — усмехается Соколов из “Руптура”. — Я не знаю более трудно продаваемого товара. Стол же нужно куда-то ставить!»

«Наш бизнес зависит от того, сможет ли человек построить себе дом с комнатой площадью не меньше 35 кв. м — под 12-футовый бильярдный стол», — соглашается Платонов, но добавляет, что «перспективы у бизнеса хорошие». «Пока в стране стабильность, бильярдная индустрия будет процветать», — полагает Ембулаев из «Старта».

Елена Мулярова
Ведомости
03.12.2007, №228 (2002)

  По материалам: Журнал "Бильярд Спорт"
Комментарии: 1 | прокомментировать
Просмотров: 316

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter