Светлана Тома: табор уходит...играть на бильярде

  •  
  • 16 января 2010 г.
  •  
  • |  распечатать
  • rss
Светлана Тома: табор уходит...играть на бильярде

В бильярдном клубе "Кино" готовятся съемки женского телевизионного проекта "Принцессы бильярда". Звезды российского кинематографа, театра и эстрады вступают в борьбу за обладание главным призом – короной принцессы бильярда. Бильярд увлекателен сам по себе, имеет массу поклонников, не говоря уже о настоящих мастерах этой элегантной игры. Участие в турнире молодых женщин, обладающих яркой индивидуальностью и артистизмом, популярных у зрителей благодаря кинофильмам и сериалам, привлечет к шоу широкую телеаудиторию.

Азарт и жесткая конкуренция дают личности возможность раскрыться в лучших, а иногда и не в лучших своих качествах. Зрители смогут выбрать себе фавориток среди участниц, переживать за них и голосовать с помощью SMS. У дам будут все основания , чтобы бороться по самому крупному счету. Самолюбие и умение доказывать свою творческую состоятельность – уже предполагают настрой на жесткую борьбу. Победительницу турнира «Принцесса бильярда» ждет бриллиантовая диадема.

Женщины играют на бильярде, их друзья и мужья обсуждают все нюансы игры, судьи принимают активное участие в этих обсуждениях. Участницы турнира рассказывают о себе, о тренировках, смешных случаях в их жизни. Так же открытие турнира, жеребьевка и награждение победителей в номинациях и вручение главного приза. Зрители так же участвуют в проекте, высказывая свои предпочтения в виде звонков и смс. Открывать проект будет Э. Быстрицкая как Почетный президент Федерации бильярда России. Ведущие дома моды Италии и Франции предоставляют участницам турнира эксклюзивную одежду. Красивое, динамичное и веселое действо.

"Бильярд Спорт" представляет серию интервью, сделанных для сайта "Принцессы бильярда" нашим коллегой Борисом Куприяновым

Светлана Тома: Табор уходит... играть на бильярде

В творческой карьере знаменитой актрисы Светланы Тома было огромное количество самых разнообразных ролей. Но та роль, которую ей предстоит сыграть в телевизионном проекте «Принцесса бильярда», будет в ее жизни первой. О том, что заставило известную во всем мире Раду встать за бильярдный стол, она рассказала мне после тренировки в клубе «Кино».

- Светлана, учитывая специфику нашего разговора, который посвящен бильярдному проекту, не могу не задать Вам один вопрос. Изучая Вашу фильмографию, я узнал, что Вы снимались в фильме под названием «История одной бильярдной команды». Этот фильм действительно о бильярде?

- Честное слово, я совершенно не знаю, почему он так называется, да и в прокате я его никогда не видела. Этот фильм снимал чилийский режиссер, и основное внимание в нем уделено политическим проблемам. Что же касается сыгранной мной в этом фильме роли, то она никакого отношения к бильярду не имеет. Но, тем не менее, в жизни все взаимосвязано. Однажды случайно прозвучало слово «бильярд», которое потом совершенно чудесным образом материализовалось в моей игре за бильярдным столом, в моих тренировках, участии в проекте «Принцесса бильярда». После приглашения Николая Колчицкого и начала тренировок с Тиграном Давтяном началось мое путешествие в мир бильярда, которое для меня пока не закончилось, я еще продолжаю с большим удовольствием путешествовать по этому миру. Хочу сказать, что я нахожу в нем много интересного. Тут есть каньоны, озера, луга и многое другое, что сопутствует путешествию, во время которого есть возможность узнать много нового и интересного. Для чего мы путешествуем в этой жизни? Для того чтобы получить положительные эмоции, узнать для себя что-то новое. Давая согласие на участие в этом проекте, я исходила не только из эмоций, а руководствовалась также и чисто практическими соображениями. Суть их заключается не в рекламе или зарабатывании денег, а в постижении бильярдной игры, так как бильярд — это интеллектуальная игра для умных людей, как бы пафосно это ни звучало. А если кроме этого удается получить еще и положительные эмоции, то мое участие в проекте вполне логично.

- Вы когда-нибудь раньше играли на бильярде?

- Никогда. Я только знала, что существует такая игра, в ней есть кий и шары, а стол покрыт зеленым сукном.

- А Эмиль Лотяну никогда не играл на бильярде?

- Он вообще ни во что не играл.

-Светлана, ваша фамилия по отцу Фомичева. Откуда появился псевдоним Тома?

-От моей прабабушки. Вообще, в моем роду кроме французов были венгры и австрийцы, а может быть, и другие корни. Раньше было не принято выставлять подробности семейной жизни на всеобщее обозрение, а разговоры с журналистами сводились в основном к вопросам творчества. Сейчас же журналистов прежде всего волнуют подробности твоей личной жизни. Сегодня, к сожалению, размыты все критерии морально-этических норм, поэтому каждый решает для себя, где находится эта граница, та самая дебаркадерная зона, за которую ты дальше никого не должен пускать.

- Рада (главная героиня фильма «Табор уходит в небо) — это образ, который знают во всем мире (фильм купили 112 стран, а Тома лично представляла его в 46 государствах). Светлана, расскажите, пожалуйста, как создавался этот легендарный образ?

- Для того чтобы настолько войти в образ Рады, мне прежде всего был необходим талантливый режиссер. Это первично, потому что если бы материал фильма попал в руки, возможно, даже и человеку не бесталанному, а просто любому другому режиссеру, то в таком случае результат был бы уже совершенно иным. Эмиль Лотяну из тех режиссеров, которые скрупулезно вынашивают каждый свой проект. Он не начинал снимать кино до тех пор, пока у него в голове не возникнет идея, которая потом обязательно должна была быть оплодотворена любовью. Он, вне сомнения, был последним романтиком в советском, да и, пожалуй, российском кинематографе, так как сегодня я не вижу режиссеров-романтиков. Лотяну первоначально увлекся ранним Максимом Горьким, то ли решил его перечитать, то ли просто перекладывал книги, может быть, кто-то бросил какую-то ничего не значащую фразу, и у него начался творческий процесс. Появившаяся идея, оплодотворенная любовью, превратилась в желание снять эту историю с несколькими вечными темами. Это тема свободы и воли, тема любви и самая главная для него — тема женщины. Во всех его картинах присутствует тема женского начала. В образах своих героинь Лотяну всегда разрабатывал тему женского начала, того, которое, с его точки зрения, на самом деле правит миром. Его фильмы яркие и музыкальные, но это только внешние, очень привлекательные и эмоционально действующие на зрителя факторы. В основе же картин Лотяну, в том числе и в «Таборе», лежат вечные философские вопросы, волнующие зрителей и вообще все человечество, которые он старался осмыслить и на которые он давал свои ответы. Каждый великий художник ищет тот инструмент, с помощью которого он наиболее ярко сможет рассказать другим свою историю. Например, Паганини использовал в качестве такого инструмента свою скрипку. У кинорежиссера таким инструментом является артист, на котором можно сыграть только ту единственную мелодию, которую он слышит внутри. Образно говоря, для Лотяну я, наверное, была тем самым инструментом, на котором он пытался сыграть свою мелодию. Если бы была другая актриса, наверное, это был бы другой фильм. Я не говорю лучше или хуже, просто другой, а со мной получился именно такой фильм, каким его увидели зрители во всем мире.

- Можно ли сказать сейчас, что в вашей актерской судьбе Лотяну стал Пигмалионом, а вы его Галатеей?

- Мы все пленники неких стереотипов. Можно, наверное, сказать, что я стала его Галатеей. Дело в том, что фильм «Табор уходит в небо» не был моей первой картиной с Лотяну. Все началось в 1965 году, когда я сразу после окончания школы получила от него приглашение сыграть главную роль в фильме «Красные поляны». В дальнейшем в разное время я снялась еще в шести его фильмах, и он, наверное, стал для меня первым человеком из мира кино, еще до театрального института, который открыл мне дверь в этот удивительный, прекрасный и таинственный мир, называющийся кинематографом. Потом я снималась у многих известных и не очень известных режиссеров, у меня более шестидесяти картин, но Лотяну преподал мне первые уроки в моей профессии. Сейчас, кстати, бильярд является для меня тоже некой дверью, которую открыл для меня Тигран Давтян. Возвращаясь к Лотяну, хочу отметить, что он прекрасно знал русскую культуру, хотя и не был русскоязычным человеком, полюбил ее и творил в ней. Он был человеком другого менталитета, языка, но от симбиоза его темперамента, его мироощущения и русской культуры появилась прекрасная экранизация А.П. Чехова (фильм «Мой ласковый и нежный зверь»). Все критики кричали в один голос, что это не Чехов, но ведь у каждого свой Чехов. МХАТ — это одно, Михалков снял другого Чехова, а Лотяну ощущал Чехова по-своему. Микеланджело увидел мать Христа такой, как он ее представлял, Рафаэль видел ее по-другому, а Феофан по-своему. Большой художник имеет право на свое мнение, отличное от других. У Лотяну нет провальных фильмов, все они продолжают жить. «Красных полян» и «Лаутар» сейчас нет на российском экране, так как это собственность Молдовы. Есть картины «Табор», «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова», так как они принадлежат «Мосфильму». Кстати Лотяну и за «Анну Павлову» нещадно ругали. Но если вы, господа, такие патриоты, то снимите свой фильм, пусть будет два фильма о замечательной балерине. А Лотяну увидел ее именно такой и снял фильм с огромной любовью и уважением к этой женщине, восхищаясь ею и ее талантом. Он снял богиню. Вообще, все его женщины были богинями. Рада — цыганская богиня, хотя дело даже не в национальности. Оленька Скворцова — маленькая богиня, с одной стороны, стервозное существо, а с другой — невероятно чистое создание. Женщина у Лотяну — это всегда клубок пороков и достоинств, и тем не менее она всегда богиня.

- Многие великие актрисы ассоциируются с определенными ролями, сыгранными ими в знаменитых фильмах: например, Джульетта Мазина — это «Ночи Кабирии», Катрин Денев — «Шербургские зонтики», Анук Эме — «Мужчина и женщина». Вы — это прежде всего Рада из «Табор уходит в небо». Тяжело или легко жить Вам с этой ролью? Как она повлияла на Вашу карьеру, на Ваше творчество?

- Все в этой жизни имеет оборотную сторону. Я считаю, что в любом успехе, в любом взлете изначально заложена некая драма. Успех, который принесла мне роль Рады, не стал исключением из этого правила. Я бесконечно благодарна всем, кто приложил для этого свои усилия. Но в любой ситуации всегда есть союз «но», и я в конечном итоге стала заложницей сыгранного мною в «Таборе» образа. В дальнейшей своей кинематографической карьере мне пришлось жестко ломать этот стереотип для того, чтобы получить возможность играть другие роли, может быть, менее успешные и яркие. Я наперекор себе бралась играть менее выигрышные бытовые роли, хотя мне всегда была близка романтика. Был момент, когда мне по несколько раз в день предлагали роли цыганок, так как после «Табора» все внезапно захотели снимать кино про цыган, и чтобы артистка Тома была обязательно в главной роли. А если это была роль не цыганки, то обязательно какой-нибудь роковой женщины. Все предлагаемые героини были похожи одна на другую, и я поняла, что если я сыграю еще две-три такие роли, лучше Рады они вряд ли будут. А я очень хотела играть разные роли, разные характеры, быть разноплановой актрисой. Я стала принимать прямо противоположные предложения. Я люблю острохарактерные роли, и в этом мне помог театр. В антрепризных спектаклях «Заложники любви» и «Развод по-московски» мне удалось попробовать себя в этом качестве. Скажем, в спектакле «Развод по-московски» моя героиня из несуразной, зажатой и закомплексованной превращается в очаровательную, умную и красивую женщину.

-Ваша дочь Ирина Лачина тоже известная актриса. Что означает актерская династия и не собирается ли внучка Маша пойти по стопам бабушки и мамы?

- Актерская династия — это сложный человеческий комплекс, потому что всегда возникает момент сравнения, и в какой-то степени это оказывает на человека сильное эмоциональное давление, являющееся определенным раздражителем, который не всегда позитивен. Например, моя дочь, когда начинала свою карьеру, всячески абстрагировалась от того, что у нее есть мама по фамилии Тома. Она сознательно никогда обо мне не упоминала, поступая в институт, учась в нем, снимаясь в кино. Долгое время никто не знал, что она моя дочь. Я считаю, что это правильно, так как человек сам должен пройти свой путь и взрастить чувство уважения к самому себе. Если бы Ирина всюду говорила, что она моя дочь, я бы, конечно, старалась сделать все возможное для нее, но уважала бы, наверное, меньше. В актерской профессии блат не проходит, так как сразу видно, кто настоящий артист, а кто нет. На внучку давит сейчас двойной прессинг. Ей тяжелее, чем Ирине, так как имя в актерской среде имеют две ее близкие родственницы. Она сейчас приобретает профессию телевизионного режиссера. Мне кажется, что она талантливый человек, но комплекс, что ее будут сравнивать с мамой и бабушкой, не дает ей покоя, хотя у нее вообще другая фамилия. Актерские династии — это хорошо со стороны. Только те, кто работает в одной и той же профессии, по-настоящему понимают, какой это груз. Так что по поводу династий никакого умиления у меня нет.

- А кошки у Вас по-прежнему есть?

- Сейчас одна кошка — помесь русской голубой и какой-то еще породы. Ее зовут Аникс, имя придумала Маша. Любовь к кошкам — это любовь к прекрасному, так как кошка — идеальное творение создателя. Она идеальна во всем: в потрясающей грации, невероятной интуиции, своей самодостаточности, приобретенной в силу некой тайны, которая в ней есть, и, наконец, в независимости, присущей исключительно этому удивительному животному. Кошка будет тебе предана не за кусок колбасы, который она съест. Она любит просто потому, что любит.

- Не жалеете, что не стали юристом?

- Это риторический вопрос. Что значит жалеть? Мы все не лишены чувства некоего сомнения по поводу выбранной нами профессии, жизненного пути. Иногда в минуты сомнений возникает вопрос, ну зачем я стала актрисой, ведь это такая коварная и непредсказуемая профессия. Но это — глупые мысли, так как я счастлива, что стала именно актрисой, очень люблю свою профессию и не представляю себе жизнь без нее. Признание Светланы Томы в том, что она предпочитает роковым женщинам острохарактерные роли, позволяет надеяться на ее успех за бильярдным столом, так как удача в бильярдной игре сопутствует именно таким людям, а роковая внешность и загадочный вид вряд ли помогут точно загнать шар в лузу.

Борис Куприянов

  По материалам: Принцессы бильярда
Комментарии: прокомментировать
Просмотров: 665

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter