...Теперь вернемся к судьбам «биллiардов», принадлежавших самой Екатерине II. Известно, что любовь у этой поистине великой женщины к бильярду, была особенной. Об этом уже много было сказано, но есть такие факты, о которых не лишне будет и напомнить. Например, мы знаем, что за 34 года своего правления государством Екатерина II, по опыту своей предшественницы императрицы Елизаветы Петровны, законодательно поддержала развитие «биллiарда» не только в гостиницах и кофейнях Санкт-Петербурга и Кронштадта, но и дала официальную «путевку биллiарду» в жизнь и быт всех россиян. Как городов, так и уездов. В те времена екатерининский бильярд был гордостью вельмож и непременным атрибутом деятельности всех офицерских клубов и собраний.
О личном отношении Екатерины II к этому виду развлечения и физкультуры говорят и многие другие примеры: ее личные распоряжения о создании при каждом царском дворце и имении специально обустроенных залов с установкой там лучших «биллiардов» английского и французского производства; обустройство «биллiардных» в Зимнем дворце, Царском Селе и других вотчинах династии Романовых; ежедневные упражнения царицы на «биллiарде» в конце ее рабочего дня. И это, как подтверждают современники Екатерины, было ее обязательным моционом перед тем, как она ложилась спать. Здесь может быть уместно привести определение почтения Екатерины к «биллiарду», к ее партнерам по игре, которые М.И. Пыляев донес до нас со слов одного из очевидцев тех событий: «Государыня очень любила играть на биллиарде и, перед тем, чтобы начать играть, всегда спрашивала партнера, удобно ли ему играть эти кием или не нужно ли опустить шторы, когда замечала, что солнце неприятно ему светит в глаза» и т.д. Ну а что же необычно нового или малоизвестного старого стало доступно нам о судьбах тех знаменитых «биллiардов», перед которыми так уважительно и самозабвенно склоняла свою голову Екатерина Великая в Москве?
Первое, о чем стало известно, так это о легендарном показательном сеансе игры Екатерины II со своей свитой, которая состоялась в августе 1775 года на английском лузном «биллiарде» во дворце графа П.Б. Шереметьева, ныне - в Государственном музее-усадьбе «Кусково» XVIII века.
Надо отдать должное, что этот единственный в своем роде исторический мемориал - подлинный свидетель екатерининской поры - наглядно подтверждает любовь Императрицы Всероссийской к «биллiарду». Не случайно, что теперь, почти через 235 лет, эта так называемая «биллiардная старость» является ценнейшим экспонатом музея и бережно хранится в знаменитой Шереметьевской бильярдной, которая, как и сам стол, олицетворяет красоту и прелесть бильярдного искусства второй половины XVIII столетия. Очень величаво смотрится здесь огромных размеров английский шестилузный «биллiард» (387x1900x1000 мм), сделанный из красного дерева на 12 ножках, над которыми расположен живописный десюдепорт, изображающий царицу Клеопатру, ожидающую смерти от укуса змеи. По легенде. Видя это украшение, наигравшись с партнерами, Екатерина якобы заметила, что такой сюжет, «жалящий» древнейшую любительницу игры на «биллiарде», не кажется случайным в этой комнате, полной игроков, состязающихся в азарте.
Единственно, чего здесь не достает, так это полагающихся аксессуаров к игре (шаров, киев и др.), утраченных в 1812 году. Хотя: журнал Бильярд Спорт выразил инициативу все недостающие аксессуары специально изготовить и доставить в «Кусково».
В поисках подобного рода бильярдных «старостей» в других местах Москвы, нам удалось установить еще одну очень интересную историю, связанную с царским «биллiардом», принадлежавшим лично Екатерине II в ее загородной резиденции в Коломенском. В течение 30 лет здесь располагался царский Екатерининский дворец, при котором, как и везде, был обустроен роскошный бильярдный зал.
Как сообщается в «Очерках истории Коломенского»(М. 20о8 г.), и сам великолепный Дворец, и обустройство бильярдной создавались в Коломенском по личному плану и под контролем самой Императрицы. Это было ее любимое место пребывания, когда она приезжала в древнюю столицу. Как описывает автор «Очерков» В.Е. Суздалев, «здесь она отдыхала от северного «парадиза» - Санкт-Петербурга - в окружении близких ей людей». Одним из любимых мест ее активного отдыха чаще всего была «биллiардная», которую она благотворила до последних лет своего правления государством. Ее почтенными гостями и партнерами по играм на бильярде здесь были братья Григорий и Алексей Орловы, которым любвеобильная царица еще в 1765 году подарила подмосковное село Остров, а также ее давний фаворит, московский генерал-губернатор граф П.С. Салтыков, азартнейший публичный бильярдист.
Из архивных источников известно, что почти весь 1775 год императрица провела в коломенском. В то время Москва пышно отмечала заключение мира с Турцией, завершившего трудную и победоносную войну. По некоторым историческим источникам, известные полководцы этой войны - П.А. Румянцев-Задунайский, А.В. Суворов, победители турецкого флота в Чесменской бухте Г.А. Спиридов и А.Г. Орлов-Чесменский – не раз бывали желанными гостями «матушки-государыни» в Коломенском дворце, докладывали ей о результатах боевых сражений и принимали из царственных рук ордена и подарки, а также азартно «сражались» на знаменитом екатерининском бильярде. (см. издание «От победных торжеств – к торжеству победы». М. 2005 г.)
Так что же представляла собой екатерининская «биллiардная» в последней подмосковной резиденции императрицы. Вот что об этом нам поведала архивная «Опись Коломенскому Его Императорскому Величеству двору, что в нем имеется разных мебелей и вещей...». По состоянию на 25 февраля 1802 года в комнате под номером 13, в билiяртной значится:
- Образ преображения Господня на малой д-ке. Поля и венцы серебряныя -
один...;
- Билiяртъ дубовый с винтами железными с наугольниками меднымии
кошельками шелковыми, оклеен сукном зеленым тонким - на нем чехол камчатый двулишнивой? - зеленой с красным - один (1);
- При нем шаров больших и малых двадцать шесть (26);
- iефъ (юiефъ) семнадцать (17) и Мазов четырнадцать (14). Оные кии и мазы
некоторые поломаны;
- Доска цифирная для замечивания партий, красного дерева - одна (1);
Комод дубовый с ящиками и оправой медной (1);
- Люстров хрустальных две (2)...;
- Часы стенные в деревянном корпусе с оправой медною одна (1) » и т.д.
Здесь же приложено описание убранства зала «билiяртной», от атласных разукрашенных в малиновый оттенок обоев с разными цветочками до железных и шелковых штор на три окна, 23 стульев с малиновыми подушками, часов, печки, балконных дверей и более десяти других вещей, содержащихся в «билiяртной» зале и др.
Как видно из этой уникальной «Описи», а также из других архивных документов, екатерининская любимая бильярдная еще долго сохранялась в Коломенском как память о ее былой хозяйке. В бильярдной проводили время и поигрывали в «билiард» великие князья Александр и Константин - внуки Екатерины II. Но вот беда, как отмечается в истории Коломенского, все, связанное с бильярдом, было испорчено и разорено войсками французского маршала Мюрата, бесчинствовавшими во время оккупации Москвы в 1812 году. Французами был полуразрушен Екатерининский дворец и вместе с тем исчезли почти все ценнейшие бильярдные аксессуары.
А что же сталось с любимым екатерининским дубовым «билiяртом»? На этот вопрос пока не найден доподлинный ответ, но в одной из справок Госархива об историческом Малом дворце Екатерины в имении Царицыно, так называемом Круглом доме, есть очень интересная для нас находка. В ней написано: «По окончании работ «полуциркулярный домик» был меблирован: в него была отпущена разнообразная мебель и предметы интерьера (столы, канапе, резной экран, кресла, стулья, комод, зеркала, ширмы, часы, «билиарт» дубовый и др.) из Коломенского дворца - 23». И далее: «Первым арендатором стал московский купец, известный «ресторатор» Карл Лекеню, который получил в наём этот дом с 4 июля 1814 года на два года (с платой 300 рублей в год)».
Существует и еще одна довольно интересная информация о том, что в Царицыно имеются старинные «биллиарды», кегельбан и т.д, но это уже при семействе А.Б. Диппмана, о чем и сообщала газета «Московский листок» 19 мая 1892 года. Вполне возможно, что тот екатерининский «билiяртъ» из Коломенского, находился в другой царской вотчине - в Царицыне и «дожил» до начала XX века, но уже как любезно переименованный и называемый просто российским «биллиардом»...
А какова его судьба? Это предмет дальнейшего исследования тех, кто к русскому бильярду не равнодушен и чтит его богатую историю. Сегодня нам известно только, что в Государственном музее-заповеднике «Царицыно», а именно в воссозданном заново Царицынском дворце и прилегающих к нему домиках и музейных фондах никаких старинных «билiардов» нет. И нет на этот счет никаких архивных данных…
Николай Ратозий,
кандидат исторических наук, капитан первого ранга