Бильярд Спорт продолжает публикацию цикла очерков "Биллиардные старости" кандидата исторических наук Николая Ратозия, чья книга исторических очерков в настоящее время готовится к печати. От столов царей перейдем к предметам обихода писателей.
Попробуем, по возможности, проследить частицы судеб и других, также не менее знаковых бильярдов, владельцами которых в разные годы были Ганнибал, Александр Сергеевич и Григорий Александрович Пушкины, Иван Тургенев и Федор Шаляпин. При этом заметим, что в отличие от царских биллиардов времен Петра Великого и Екатерины II да и последующих правителей России, бильярдные столы и всякие к ним принадлежности у русских гениев литературы и искусства, как правило, всегда были гораздо проще и скромнее. Но это нисколько не умаляет их достоинства и наш интерес к их судьбам, ибо они по-своему ценны и велики...
Из летописи XVIII века известно, что одним из знатоков и мастеров бильярдных игр династии Ганнибалов-Пушкиных был знаменитый арап Петра Великого, в последствии адмирал Абрам Петрович Ганнибал (1697-1790). По воспоминаниям современников, он носил почетное звание «наперсника» (любимца) Петра I и был у императора всегда доверенным лицом не только в делах, но и в забавах, особенно, в игре на «билiарте» и в «трукт-тафель». Со временем Ганнибал стал искусным партнером в игре на «билiарте» у многих царедворцев и военных. Известно также и о том, что он гордился честью быть крестником «шкипера» Петра, считал его отцом и покровителем. Поэтому все памятное от царя, в том числе и старый «билiарт», который, по легенде, был подарен любимым царем, Ганнибал бережно хранил до конца жизни. И этого, в частности, не отрицают многие архивные документы. Согласно “Описи имущества в селе Михайловском» (на Псковщине) - родовом имении Ганнибалов, до самых пушкинских времен бережно хранился бильярдный стол - изделие петровской эпохи.
Вот что об этом пишет в своей документальной книг «У Лукоморья» (Л., 1986) бывший директор Пушкинского заповедника С.С. Гейченко: «В углу зальца стоял старый-престарый дедовский «корельчатый» бильярд, так все величали его в доме. Пушкин нашел его в каретном сарае. Узнав, что вещь сия старинная и что привез ее в имение Абрам Петрович Ганнибал, он приказал бильярд отремонтировать, подштопать сукно и поставить в зальце. Этот бильярд видел И.И. Пущин, когда посетил опальный дом в январе 1825 года».—«В зальце был бильярд, это могло служить ему развлечением», - написал Пущин в своих «Воспоминаниях». Более того, об этом старинном бильярде рассказывали А.Н. Вульф и брат поэта Лев Сергеевич, которые подтверждают, что прототипом онегинского бильярда «в два шара» и был тот самый знаменитый ганнибаловский «корельчастый» стол, ставший в дальнейшем исторической реликвией пушкинской династии.
Примечательно, что после смерти А.С. Пушкина долгое время этот стол сохранял и даже мастерски на нем играл младший сын поэта Григорий Александрович, будучи наследником имения в Михайловском. К великому сожалению, сохранить навечно этот уникальный стол не удалось, он сгорел при пожаре усадьбы в 1918 году.
По версии сотрудников современного Государственного музея-заповедника «Пушкинские горы» в Михайловском от ганнибаловско-пушкинского бильярдного комплекта остались лишь четыре шара и кий, воспетые в гениальном романе в стихах «Евгений Онегин» и четыре серебряных подставки для мела.
А что же сын поэта Григорий и какова его дальнейшая судьба? Во-первых, надо отдать должное ему за то, что он сохранил живую память о бильярде своих предков. Во-вторых, как пишется в истории Пушкиногорья, в память об отце он завел в своем доме новый большой бильярд, а старый, ганнибаловский, хранил в домике пушкинской няни до 1899 года, пока не выехал на новое место жительства в Москву. Но даже там вплоть до последних дней своей жизни - до 1905 года - Григорий проявлял интерес к наследию своего отца в Михайловском. Вместе с тем он продолжал исследовать традиции биллиардиста А.С. Пушкина, так как считался лучшим знатоком бильярдного искусства среди потомков Ганнибалов-Пушкиных. В его доме стоял лучший бильярдный фрейберговский стол образца 1880 года, кии, шары из слоновой кости и все необходимое для бильярдных развлечений и физического совершенства. Теперь в Литве, в городе Маркучяй, где последние годы жил Григорий Пушкин в 1935 году создан Мемориальный дом-музей имени А.С. Пушкина и историческая бильярдная, которую так любовно обустраивал и содержал Григорий Александрович.
И все-таки в истории российского бильярда XIX столетия есть уникальные примеры, когда бильярдные изделия российских мастеров, пройдя по жизни со своим владельцем не одно десятилетие, остались «в строю». Они стали мемориальными экспонатами и украшением музейных экспозиций. Таких «счастливчиков» не много, но они есть. Прежде всего, это старинный «домодельный» стол И.С. Тургенева и шульцовский бильярд Ф.И. Шаляпина. Этим мемориалам более ста лет! Но об этом — в следующий раз.