Былое и думы. Размышления о русском бильярде Виталия Архипова. Часть 2

  •  
  • 13 ноября 2010 г.
  •  
  • |  распечатать
  • rss
Былое и думы. Размышления о русском бильярде Виталия Архипова. Часть 2

Продолжаем публикацию статьи Виталия Архипова (Хабиба).

ЧАСТЬ 1

Чтобы понять, какие новшества способны придать Русскому Бильярду эти качества, проанализируем, на чём основаны подобные качества других современных мировых игр на бильярде : Пула, Снукера, Карамболя, Фишек, Кайзы.

На чём основана привлекательность игры на бильярде для широкой аудитории телезрителей? В первую очередь на эстетичной картинке происходящего на экране и понятности происходящих действий. Когда зритель предугадывает действия игрока, он подсознательно ассоциирует себя с ним и получает удовольствие. Если же действия игрока оригинальны и не предугаданы зрителем, то эмоции зрителя зависят от результата этих действий. В случае достижения игроком некоторого игрового результата, большего чем предугадывал зритель, он осознаёт своё поверхностное понимание игры и получает стимул к углублённому её изучению, что также стимулирует его к просмотру телетрансляций бильярдной игры. В случае же достижения игроком игрового результата равнозначного с предполагаемым зрителем или недостижением результата, зритель испытывает некоторую досаду, а если ситуация повторяется многократно, то зрительский интерес к происходящему на экране пропадает.

Посмотрим с этой точки зрения на разные виды бильярдных игр. Сразу отметим, что разноцветные шары в Пуле, Снукере, Карамболе, Кайзе выигрывают в плане эстетичности картинки перед одноцветными белыми шарами Русского Бильярда. Помимо того, что разные цвета шаров создают привлекательную картинку, они ещё и облегчают задачу контроля правил игры и выбора предполагаемого удара игрока телезрителем. Большое количество равноценных одинаковых белых шаров в Русском Бильярде затрудняют телезрителю определение предполагаемого удара игрока.

Из вышеприведённых рассуждений следует, что для придания современному Русскому Бильярду привлекательности для широкой аудитории телезрителей необходимо применение разноцветных шаров, а также уменьшение количества равноценных игровых шаров в игре, что можно добиться либо уменьшением общего количества шаров на столе, либо ограничением правилами возможности игры только шаров определённых цветов.

Отдельно отмечу, что эти нововведения никак не посягают на отличительные признаки современного Русского бильярда, о коих шла речь в начале статьи. Более того, традиционному Русскому Бильярду 19-го века были не чужды и разноцветные шары (Большая Русская пирамида) и ограничение общего количества шаров на столе (Пятишаровая с карамболями, прародительница финской Кайзы).

Требования динамизма в современном Русском Бильярде диктуются Регламентом проведения соревнований и форматом телетрансляций. Поэтому тактическое содержание игры не должно позволять затягивания встречи между спортсменами более двух часов. Одна партия должна укладываться максимум в полчаса. Очевидно, что динамизм игры зависит от соотношения тактических и технических возможностей игроков определяемых правилами игры.

Так игра одним шаром «Московская пирамида», наиболее насыщенная тактическими возможностями с ограниченными техническими возможностями кладки шаров, в исполнении мастеров позволяет затягивать игру на срок значительно более получаса. С другой стороны, возможность вводить в игру биток после его сыгрывания «ударом с рук из дома» позволяет в ряде случаев закончить партию повторением одного технического приёма – скатки битка из дома «ударом с рук». При всей красоте и сложности этого приёма, тем не менее это однообразно и не добавляет зрелищности игре.

Игра любым шаром «Американка», напортив, вполне скоротечна, так как возможностей кладки шаров в ней предостаточно, в то время как убрать все шары с игры позиционным ударом крайне трудно. Исключения составляют случаи концовок партий, когда на столе остаётся 2-4 шара и игра приобретает некоторое тактическое наполнение.

Игра одним шаром «Невская пирамида» имеет неплохо сбалансированное сочетание технических (кладка шаров) и тактических (отыгрыш) возможностей, вполне динамична и удовлетворяет требованиям соревновательного регламента и формата телетрансляции (собственно для этого она и создавалась). Однако она имеет один очень неприятный технический дефект. Возможность сыгрывания прицельного шара «ударом с рук с любой точки поля » вносит значительный дисбаланс между кладкой своих и чужих шаров. Игра значительно требовательней к умению сыгрывать свои шары, чем к умению сыгрывать чужие шары.

Заметим, что некоторое однообразие «Московской пирамиды», возникающее от повторения приёма «скатка битка с рук» и некоторое однообразие «Невской пирамиды», возникающее от повторения приёма «кладка прямого прицельного шара» (как правило с оттяжкой битка) возникает именно из за правила ввода в игру битка после его сыгрывания. Собственно, это правило и составляет всё отличие этих двух игр.

Если изменить это правило, то можно создать новую игру, свободную от вышеуказанного однообразия предыдущих игр.

Мне представляется, что хорошим вариантом изменения этого правила будет следущая редакция: сыгранный биток вводится в игру с любой точки поля, при этом засчитываются только те сыгранные шары, в траектории удара которых было не менее двух соударений с бортом или шаром. Например дуплет, абриколь, каблучок, свой к себе от борта, шаром, карамболем. Такое нововведение создаёт совершенно новую по психологии игру, с новым сочетанием технических и тактических возможностей.

1. Полностью исключается некоторое однообразие игр-прототипов, так как серию ударами битка с рук можно сделать только повторением приёма «свой к себе от борта» или «карамболем от третьего шара», что чрезвычайно сложно.

2. Если строить игру без ударов с двойным соударением, необходимо играть только прицельных шаров. Напоминает классическую пирамиду, не правда ли? Значит, выход при игре чужого нужно делать под следующий чужой, что безусловно сложнее, чем сделать выход под свой. Следовательно, тому, кто будет строить игру и на ударах с двойным соударением, легче будет выходить под свояков. С другой стороны, тактическая составляющая игры такая же как и в играх-прототипах (как правило, отыгрывание битка на лузу на тихом ударе), то есть подразумевает сыгрывание битка по отыгрышу. Эти соображения обуславливают как применение в игре «пирамидных» ударов (чужих на больших резках), так и неизбежность применения бортовой игры или игры шаром. Эта неизбежность будет стимулировать игроков тренировать кладку такими ударами, что с одной стороны повысит их техническую подготовку и понимание геометрии стола, а с другой стороны повысит зрелищность игры.

3. На практике замечена такая особенность : в начале партии, когда шаров ещё много и большая их часть расположена на дальней трети стола, очень часто можно найти «сладкую парочку» для сыгрывания её шаром или карамболем ударом с рук. В конце партии, когда шаров уже мало, очень часто можно найти «удобный» дуплет в среднюю лузу с отыгрышем битка «к себе» от борта в угловую лузу по отыгрышу ударом с рук.

4. Показать серийность в такой игре будет не менее трудно, как и в «Малой Русской пирамиде 71 очко» (современное название «Классическая пирамида). Однако, именно это обстоятельство позволит отказаться игрокам от тактики игры «от обороны», и играть более динамично, чем в ряде случаев при игре в «Московскую пирамиду». Исключительная сложность собрать партию с кия обусловит борьбу соперников в каждой партии встречи, что также повысит зрелищность игры.

Окончание следует...

  По материалам: Журнал "Бильярд Спорт"
Комментарии: 1 | прокомментировать
Просмотров: 300

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter