Алекс Хиггинс – с днем рождения!

  •  
  • 16 марта 2009 г.
  •  
  • |  распечатать
  • rss
Алекс Хиггинс – с днем рождения!

18 марта исполняется 60 лет одному из самых знаменитых и харизматичных игроков в истории мирового снукера, двукратному чемпиону мира Алексу Хиггинсу, великому и противоречивому «Урагану». Несмотря на большое количество «тёмных» пятен в биографии Алекса, трудно переоценить его вклад в развитие снукера и, безусловно, без него не было бы этой игры в её современном состоянии.
Сегодня мы начинаем публикацию материала о жизни Алекса Хиггинса, присланного в нашу редакцию Михаилом Дрибаном из Москвы.

Часть 1. От «уличного артиста» - к чемпиону мира

«Это был неуравновешенный алкоголик…. странный игрок»
«Скажите, кто готов пить водку во время матча, кроме него?»
«Только он мог кого-то побить, или грубо оскорбить. Очень неприятный человек»

Но нет, нет, нет, совсем не так хочется начать рассказ об этом знаменитом и сверхпопулярном игроке прошлого. Неужели и сегодня, через 15 лет после окончания его карьеры мы будем вспоминать только его выходки и неспортивное поведение? Нет, Алекс в первую очередь – это игрок, игрок выдающийся, игрок красивый, игрок интересный. Именно ему 18 марта исполняется 60 лет – почтенный возраст.
Полное имя всем известного Алекса – Александр Гордон Хиггинс. Знаменитый бильярдист родился в Белфасте и был на первый взгляд самым обычным мальчиком. Но, уже в возрасте 13 лет родители и знакомые обнаружили у него тайную страсть – мальчик часами пропадал в находившемся неподалеку от дома клубе «JamPot». В семье ему никто не давал лишних денег – Хиггинс сам экономил на своих обедах и мог немного поиграть после школы, а иногда и во время школы. Никто на тот момент не придавал этому особого значения, а то и готов был отругать юного Александра за то, что он мало времени уделяет учебе и много - всяким глупостям. Чем был снукер тогда, в начале 60-х? По сути, ничем. Это была малоизвестная игра, в которую играло 10-15 человек, а их имена мало кто знал. Но Алекс твердо выбрал снукер из всех альтернатив его жизни и продолжал тренироваться в клубах, отказавшись от высшего образования. На некоторое время Алекс все же оставил игру и поехал в северную Англию работать жокеем. Два года, проведенных вне игры, так ничем Алексу и не запомнились. В итоге, снукер снова стал тем, что давало ему смысл жить.

Но вот каково было его семье тогда? Мальчик, которому еще и 17 лет не стукнуло, всю жизнь хочет промотать в каких-то странных бильярдных за кружкой пива, катая шары! Звучит шокирующе - кому нужны были эти шары тогда, в середине 60-х… Впрочем, любительские турниры тогда уже проходили, и Алекс решил выступать там. Но у него не было совершенно никакой подготовки. Все что он умел – выигрывать у своих школьных товарищей, пусть даже и часто выигрывать. Не было снукерных школ, не было тренеров, не было даже опытных мастеров, которые, пусть и за деньги, подсказали бы что-то этому юноше.
«Делай что должен и будь что будет» наверняка твердил себе Хиггинс, поехав на чемпионат Ирландии среди любителей 1968 года. К удивлению многих он без проблем выиграл этот турнир, а также выиграл затем аналогичный кубок Северной Ирландии. Но тут Хиггинс натолкнулся на серьезную проблему, суть которой была видна его родителям гораздо раньше. Снукером не получалось зарабатывать себе на кусок хлеба! Чемпионаты мира проходили, в основном, на взносы самих игроков, и от молодого Алекса потребовали сумму в целых 100 фунтов – деньги немалые.

Отступать было уже поздно и надо было что-то делать. Стать профессионалом он еще не мог, а жить на что-то надо было. Тогда Алекс впервые решил попробовать устраивать игру на публику. Он давно заметил, что в хорошем состоянии в клубах у него падали очень сложные шары, а восхищались этим 2-3 игрока у соседних столов и его напарник. Иными словами, Хиггинс хотел стать кем-то вроде уличного артиста? Да, собирать тогда монетки, которые могли бы ему бросать в шапку было лучше, чем просто оказаться на улице без средств к существованию. Дорога была сложной и тяжелой. Помог ему в этом его приятель, профессиональный игрок Дэвид Тейлор, и они организовали первую более-менее известную выставку в Королевском Университете Белфаста в 1968 году. Тогда Алекс понял, что на этих выставках он себя чувствует, как рыба в воде. И, в течение следующих 10 лет, Хиггинс ездил в различные уголки Англии и играл на публику где приходилось – в отелях, различных мелких клубах и барах, словом, везде где можно было собрать публику. Зрители всегда были рады Алексу Хиггинсу, который за достаточно скромные суммы (каждый из зрителей платил 1.5 – 2 фунта за вечер) показывал просто удивительные вещи на старых, казалось бы, никчемных и богом забытых бильярдных столах. В таких поездках Алексу удавалось собрать тысячи фунтов – посмотреть на него приходили сотни, а потом и тысячи человек.
Но Хиггинса не устраивало играть в мелких местечках и городишках. Скопив некоторые деньги, он решил присоединиться к когорте профессионалов. Случилось это в 1971 году, после трех лет его путешествий. Тогда снукер уже не был совершенно неизвестной игрой, которая жила в темных клубах и прокуренных пивных. В 1969 году Британская телевизионная корпорация ВВС начала показ турнира Pot Black, показывая отдельные партии во время перерывов в скачках. Притом, что большинство британцев тогда имели черно-белые телевизоры, смотреть эту игру было очень сложно. Но даже в этих условиях популярность снукера начала расти. К 1971 году игроков было мало. Их было настолько мало, что говорить о какой-то конкуренции или спорте не приходилось. Все знали друг друга, вместе проводили время и вместе играли в их любимую игру. И в итоге все сводилось к тому, что титул чемпиона мира или Pot Black завоевывали одни и те же люди.

В этой ситуации присоединение к профессионалам выглядело для Алекса как интересно, так и непонятно. С одной стороны, у него был явный талант, и при слабой конкуренции в игре он вполне мог бы завоевывать титулы, и было бы это гораздо проще, чем когда конкуренция бы выросла. С другой стороны непонятно – а достаточно ли его таланта, чтобы играть с лучшими игроками того времени. Кто такой Рэй Риардон? Человек, который уже четыре года провел в профессиональной игре и прекрасно освоился. То же можно сказать и про Спенсера – три года в профессионалах и уже два мировых титула. А кто такой Алекс? Всего лишь мелкий шут и обычный увеселитель публики в клубах. И так, наверное, думали тогда многие, включая самого Алекса. И вот, первая проба сил – чемпионат мира 1972 года. Да, играли в клубе, публики было не много. Да, Алекс нервничал, но ведь старался и играл на славу. И, в итоге, Хиггинс победил действовавшего чемпиона мира Джона Спенсера с достаточно странным, как покажется сейчас счетом – 37:32. Итоговая сумма выигрыша Алекса составила около 500 фунтов стерлингов, из которых практически всю сумму внес его оппонент. По сравнению с сегодняшним призовым фондом – сумма покажется поистине смешной....

  По материалам: Журнал "Бильярд Спорт"
Комментарии: прокомментировать
Просмотров: 207

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter