Ходячая энциклопедия бильярда

крупным планом

"Бильярд Спорт", Январь-Февраль (2009)

Игроки

Ходячая энциклопедия бильярда


Андрей Максин

Максим Сталев, пожалуй, самый разносторонний бильярдист на всем постсоветском пространстве. Ему покорились и русский бильярд, и пул, и трик-шот. Он небезуспешно пробовал свои силы в снукере. Поэтому когда в редакции журнала «Бильярд Спорт» встал вопрос, кого пригласить в качестве ведущего рубрики «Уроки мастерства», у нас не возникло сомнений – Максим справится. И действительно, Сталев-средний с удовольствием и энтузиазмом подхватил эту идею. Продумывая совместно с Максимом план размещения материалов в рубрике, мы потихоньку перешли к интересному и откровенному разговору…

«В Ялте выступил достойно»
Максим, одно время вы исчезли с бильярдного небосклона. С чем это было связано?
Начну с того, что русский бильярд нам с братом был интересен исключительно с финансовой точки зрения. Но сам процесс игры не доставлял большого удовольствия. В 1997 г. мы с Женей как раз готовились к одному большому турниру, финал которого проходил в гостинице «Пекин». В результате сыграли хорошо, выиграли 1-е и 2-е места, однако организаторы не заплатили нам причитающихся денег. После этого инцидента я, честно сказать, расстроился и решил полностью переключиться на пул, тем более что в то время в России стали увлекаться этим видом игры. Мне же пул всегда нравился, а потом я попробовал свои силы еще и в снукере.
Вот так переключился, мне это начало нравиться, потом появились ученики. Иногда принимал участие в турнирах по русскому бильярду, просто играл уже не на том уровне, мог выиграть у кого угодно, но мог и проиграть. А раньше, если приезжал на соревнования, то обязательно побеждал.

Получается, что вы ушли на тренерскую работу?
Не совсем так. Недавно я ездил на турнир в Ялту (Palmira Cup-2008), посмотрел на игру ребят и понял, что их всех вполне можно обыгрывать. Я считаю, что выступил вполне достойно, несмотря на то, что не пробился в основную сетку. Даже учитывая далеко не идеальные столы в клубе, где проходил предварительный отбор, можно показывать приличный результат, особенно если учесть мелкие технические недочеты: у меня был достаточно легкий кий, а на таких столах нужен более тяжелый инструмент.
На самом деле я не хотел играть квалификацию, так как считаю, что мои заслуги позволяют мне проходить в финальную часть напрямую. Сложно сказать, почему меня не поставили в основную сетку сразу, особенно после того как не приехал Батыр Аширов, которого я, кстати, в последний раз обыграл со счетом 9:3. А решением оргкомитета поставили Дмитрия Юртаева из Краснодара.

Кстати, организатор турнира Михаил Назаров говорил о том, что у Дмитрия Юртаева большое будущее…
Да Михаил обо всех так говорит! Он и про Ярослава Тарновецкого подобное утверждал, я же ему ответил, что «Торнадо» в Ялте далеко не пройдет. Ярославу еще очень-очень многому надо учиться.

В финале ялтинского турнира Евгений Сталев и Евгений Талов много ошибались. С чем это связано?
Женя в матче за 1-е место играл откровенно слабо. Это связано с тем, что он практически не тренировался. Сейчас большую часть времени он проводит за покерным столом, а чтобы поддерживать форму, надо играть в бильярд не меньше четырех часов в сутки.


«Я подсадил брата на покер»
Коснулось ли вас повальное увлечение покером?
Вообще-то, я играю в покер с шести лет, но в другой — сейчас все играют в пятикарточный, а я играл в семикарточный покер.

Если я не ошибаюсь, в те времена покер в нашей стране был под запретом?
У меня получалось — через компьютерные игры с товарищами играли. В общем, игру эту я знаю давно, и брата тоже я на нее подсадил. Впрочем, как и на бильярд.

Почему многие бильярдисты увлеклись этой карточной игрой?

Элементарно — покер и бильярд очень похожи.

Чем же?
Обе игры требуют математического просчета ситуации, постоянной работы мозга, памяти. В покере весьма велик элемент случайности, и за счет этого он привлекает большее количество людей. В карточной игре особенно важно иметь математическое мышление, надо запоминать каждую комбинацию, просчитывать различные варианты. Плюс должна быть хорошо развита интуиция.

Ваш брат недавно ездил в Лас-Вегас, где принял участие в крупном турнире по спортивному покеру. А почему вы не составили ему компанию?

Дело в том, что я не азартный человек. И пока что я совершенно не вкладывал денег в покер. Существует такое понятие — турниры без взносов, я участвую в них, поставив себе цель заработать некое количество денег. Это непросто, так как на халяву играет очень большое количество людей, которые порой и правил толком не знают, поэтому предугадать их действия бывает очень сложно.
Думаю, в скором времени начну играть по мелочи, ведь для повышения мастерства необходимо переходить на турниры за реальные деньги. В бильярде изначально у меня была примерно такая же задача — с минимальными потерями научиться играть и зарабатывать этим. С этой задачей я справился и могу сказать смело, что покер все же проще бильярда, потому как там технический момент почти отсутствует.


«Моим соперникам снится, что они обыграли Сталева»
Планируете ли вы возобновлять турнирную деятельность?
Да, есть такое намерение. Возвращаясь к Palmira Cup-2008, перед началом соревнований мне сказали, что я буду играть в одном месте, а отборочный турнир проходил совсем в другом. Хотел отказаться, но раз уж приехал… Я даже удивлен, что мне так далеко удалось пройти. Была одна встреча, которую я мог выиграть и продолжить борьбу. Это был матч против Глеба Ващенкова — я вел по партиям со счетом 3:1, и у меня была выигранная позиция. Глеб ударил очень «страшного» свояка в середину, абсолютно не попал, но у него от трех бортов закатился «дурак». После этого все перевернулось, как будто кто-то наверху сказал: «Максим, сегодня не твой день». После игры Глеб сказал мне, что ему приснилось, будто он обыграл Сталева. Я полагаю, он имел в виду Евгения, но раз уж приснилось, значит, так оно и должно было быть.

Вы как-то специально готовились к турниру?

У меня было ровно два дня, я делал упражнение, которое сам придумал. Суть его состоит в том, что надо забить 15 «чужих» шаров одним битком, не касаясь им не прицельных шаров.

За пару дней до Palmira Cup-2008 состоялся турнир «Мисс Бильярд-2009». Как вы относитесь к женскому бильярду?

Никак не отношусь! Хочется отметить, что этот вид бильярда имеет право на жизнь, но не в таком состоянии, как сейчас. Уровень игры у женщин настолько низок, что, показывая их игру по телевидению, мы теряем самые главные составляющие бильярда. А если рассматривать это как шоу, то тогда непонятно, причем тут спортивный телеканал — показывайте их тогда в рамках развлекательных передач. Самое интересное, что есть девушки, которые играют гораздо лучше, но их почему-то не зовут.
За примерами далеко ходить не надо: моя супруга, Карина, играет всего 1,5 года, и при этом она вполне может обставить многих из участниц турнира «Мисс Бильярд». Просто девушкам, видимо, тяжело постоянно тренироваться и поддерживать свою форму, совершенствовать свое мастерство.


«Нужен олигарх – фанат снукера»
Сейчас, благодаря телепоказам, в России стремительно растет популярность снукера. Есть ли у него какие-либо спортивные перспективы в нашей стране?
Я, наоборот, владею информацией, что сейчас гораздо больше снукеристов проявляют интерес к пулу. Стив Дэвис, к примеру, подчеркивает, что пул ему интереснее. Просто исторически так сложилось, что в Британии играют в снукер. А ведь технический арсенал в пуле гораздо богаче за счет того, что играется практически любой шар (при хорошем знании «бриллиантовой системы»).
О каком развитии снукера в нашей стране можно говорить, если меня, обладателя лучшей серии на постсоветском пространстве (в 2000 г. на Чемпионате России Максим Сталев сделал серию в 98 очков. — Прим. ред.), не пригласили на московский тур Мировой серии снукера. Это расстраивает. Я не уверен, что у снукера есть будущее в России. Одними стараниями кучки фанатов ничего не сделаешь, нужно другое отношение со стороны Федерации бильярдного спорта России. В том же 2000 г. за 1-е место я получил 15 тыс. руб., серебряный призер Юрий Пащинский — 14 тыс. руб. и так далее по убыванию. А мне говорили, что первому месту отдадут половину призового фонда. Я, собственно, поэтому туда и поехал…
Должен появиться какой-то олигарх, фанат снукера, готовый отдать часть своих денег на развитие этого вида бильярда в России.
Что касается массового спорта, то откуда взяться интересу к игре, если в России практически нет никакой снукерной школы? Спрос отсутствует еще и потому, что игра технически сложна: маленькие шары, специфическое сукно, на котором шар в одну сторону катится одним образом, а обратно — по-другому, тонкий наконечник кия.

Несколько лет назад вы говорили о том, что собираетесь открыть школу и клуб. Удалось ли претворить в жизнь эти идеи?
Я действительно открыл клуб, но в какой-то момент меня там «кинули», и вспоминать об этом я не хочу. Что касается школы, то проблема в помещении, тем более в условиях кризиса. У меня есть какое-то постоянное количество учеников, их немного, но я и не гонюсь за количеством.
Кстати, несколько лет назад произошла одна история: один известный бильярдный аферист предложил мне поделить Москву на три зоны: одна — моя, вторая — его, а третья часть отходила еще одному «товарищу». По задумке, в подконтрольных клубах должны были тренировать специально обученные «лемминги», а в наши обязанности входила «инкассация» — приезжать и собирать деньги. Я отказался, хотя знаю, что мог заработать немало, но мне моя репутация дороже.
Я не раз пытался проверить спрос на бильярдные школы и пришел к выводу, что эта идея не очень популярна. Возможно, публикация в журнале изменит эту печальную тенденцию.


«Мы с братом играли между собой на деньги»

Можно ли бильярдом заработать на спокойную старость?
Нет, нельзя. И именно по этой причине мой брат занялся покером, потому что в бильярд выиграть достаточное количество денег не то чтобы тяжело, а практически нереально. Тренироваться по восемь часов за $5 тыс. — для кого-то это может быть действительно большие деньги, но когда появляется семья, ребенок, помогаешь родителям, — эти заработки не стоят потраченного времени.

Сейчас нет сожаления о том, что в какой-то момент ваш отец привел вас в бильярд?
Ни в коем случае не жалею, всячески стараюсь поддерживать свою форму. Мне до сих пор очень интересен бильярд, я каждый день узнаю о нем много нового.

Соперничество между братьями существует?
У нас была конкуренция вплоть до того, что мы друг с другом играли на деньги. Мне всегда было тяжело выигрывать у младшего брата чисто психологически, хотя я понимал, что по техническим навыкам и опыту я подготовлен лучше. Я и сейчас ему не уступаю в этих компонентах. Но за свою работу я привык получать хорошие деньги, а в реальности получилось так, что в какой-то момент где-то недодали, тут обманули, и мой пыл несколько остыл. И это вылилось в то, что мы сейчас имеем. Я так и не смог найти себя в бильярде после этого.
Меня заинтересовала научная часть бильярда, почему шары катаются именно так, а не иначе. Я проштудировал массу литературы, все, что можно, прочитал, искал что-то новое, и это дало свои результаты. На сегодняшний момент нет на столе комбинации, которая для меня была бы не знакома, являлась бы загадкой, нет удара, о котором я не мог бы рассказать. И мне это очень нравится — ведь быть ходячей энциклопедией тоже здорово.
Подтверждением этого является мое удачное выступление в 2002 г. на Чемпионате Европы по трюковому бильярду в Санкт-Петербурге. Хоть там было и немного народу, всего девять человек, но все они были сильными игроками. Я выступил не сказать, что слабо, но меня засудили. Мне дали 3-е место, а по очкам я выходил на 2-е. Но узнал я об этом уже через полгода после соревнований, и невозможно было ничего отсудить назад.
В 2008 г. в Санкт-Петербурге проходил Чемпионат мира по артистическому пулу, но я туда не попал из-за того, что не смог найти спонсоров для участия, хотя готовился серьезно и мог бы хорошо выступить. Я также внимательно слежу за трик-шотом, и пока ничего нового для себя не обнаруживаю. В 2002 г. чемпионом Европы стал Стефано Пелинга, я от него отстал совсем немного, несмотря на то, что готовился к чемпионату всего две недели.
Кстати, в первый раз я увидел Пелингу, когда он выступал в клубе «Фаворит» на Таганке. Так итальянец ничего особенного не показал, был очень «сырой». Все дело в деньгах. Если в России за выступление можно заработать €1-2 тыс., то в том же Лас-Вегасе — в десятки раз больше. У человека есть стимул совершенствоваться и тренироваться. А у нас стимулов нет.

Евгений Сталев сейчас больше на слуху. Не обидно находиться в тени младшего брата?
Я не считаю, что нахожусь в тени. Просто Женя в свое время был очень удачно пропиарен. Не хочу, да и просто не имею права принижать его заслуг — он очень упорный человек, настойчивый, но я знаю, что сложись обстоятельства чуть по-другому, мы бы имели совсем иную картину. Так, как это было несколько лет назад, когда мы с Женей побеждали во всех турнирах, в которых принимали участие. Потом нас искусственно начали сводить по сетке раньше решающих матчей, чтобы в финале оказался лишь один из Сталевых.
Тот опыт, который был у нас, набрать быстро невозможно, и поэтому не было достойных конкурентов. А у нас ведь как получилось — в один момент наплодилось столько мастеров спорта, я уже не говорю о кандидатах, что их невозможно было сосчитать. С другой стороны, я до сих пор являюсь мастером спорта, а не мастером спорта международного класса, хотя выполнил все необходимые нормативы, выиграв два или три Чемпионата мира в командном зачете.
Каким образом можно было получить звание мастера спорта? Мы постоянно выступали в Евротурах, одно время у меня был 11-й рейтинг по Европе. Я два года подряд (1997—1998 гг.) квалифицировался на Чемпионат мира по пулу от Европы. Только в прошлом году Константин Степанов смог подняться выше. Соответственно, проводились Чемпионаты России, в которых мы участия не принимали, — высокие места занимали не те, кто реально был сильнейшим в стране.
А потом деньги, которые начали платить, стали совсем несущественными. В моей жизни был период, когда я месяц сидел дома, не тренировался и к бильярду не подходил. Но дома я все же водил бутылочку кием на столе.

То есть?
На стол кладется бутылка, и надо попасть кием точно в горлышко. Так тренируют точность удара, чтобы руки не забывали. Я многим ученикам говорю, что если нет возможности постоянно находиться у стола — тренируйтесь дома таким образом. И после этого я пришел и выиграл Кубок России по пулу, обыграв финалиста Константина Золотилова со счетом 9:1.


«Научить играть в бильярд можно даже орангутанга»
Вы можете посмотреть на человека и сказать — будет он играть в бильярд или нет?
Я считаю, что научить играть в бильярд можно даже орангутанга. Главное, чтобы этот орангутанг мог хоть что-то запоминать, а его мозг — передавать правильные импульсы рукам. Я могу сказать, что человек вообще не сможет играть, если он слепой — тут уже ничего не поделаешь. А в остальных случаях — все возможно.
Приведу в качестве примера своего отца — у него правый глаз совсем не видит, и левый — очень плохо. При этом он играет правой рукой, и ему совсем неудобно. Но даже в таких случаях существует память — он может запомнить очень многое, а его мозг — передать импульсы в руку. И это помогло ему показывать очень неплохие результаты, но он и тренировался много — по 6—8 часов в день.

А вы с какого возраста начали заниматься?
Поздно — мне было около 14 лет, но я проводил в бильярдной целые дни.

Как же так, 14 лет — возраст, когда хочется гулять, влюбляться, но никак не сидеть в бильярдной…
С этим у меня проблем не было, у меня подруги-то появились поздно, года в 23. Когда постоянно занимаешься, тебе ничего не нужно, — это фанатизм. Если этого нет, скорее всего, ничего не получится.

Применимо ли по отношению к бильярду понятие гениальности?
Все относительно. Например, что такое кладка — глазомер плюс уникальная память. Скажем так, есть предрасположенность запоминать многие вещи, причем на ходу, анализировать и делать правильные выводы.
Ведь как мы учились играть: мы тренировались в бильярдном клубе «Русская пирамида», который находился под легкоатлетической ареной ЦСКА за аэровокзалом. Туда приходило много классных игроков: Ашот Потикян, Владимир Левитин, Владимир Симонич, Рифат Садриев, Юрий Пантелеев, Юрий Соснин, там собирался весь Советский Союз! Люди приезжали из разных уголков страны и все деньги, которые выигрывали на периферии, они оставляли в Москве. Я же внимательно смотрел за игрой великих, можно сказать, подглядывал. Но подглядывать можно по-разному: увидеть и бездумно копировать или же анализировать и применять знание по-своему.
Уже в 1988 г. я играл в бильярд на компьютере, очень много читал, мне в руки рано попала книжка с описанием «бриллиантовой системы», которую я выучил наизусть.
Также в бильярде важна усидчивость. Я был более ленивым по сравнению с младшим братом, а он, наоборот, более терпеливым. Но ему все равно все давалось немного тяжелее. Чтобы Жене понять сложный удар, требовалось, скажем, 300 ударов, а я усваивал с 30.
Опять же, важно подсматривать то, что необходимо. Можно ведь подсмотреть что-то даже вредное. То, что мы видим сегодня по телевизору, — это путь в никуда, все играют как хотят, налицо полное отсутствие техники.
У меня была другая ситуация: ко мне рано попали кассеты с записями таких мастеров пула, как Эрл Стрикленд, Майк Сигал, Джонни Арчер, Ральф Суке. Вот за ними я наблюдал более внимательно. А затем, придя в бильярдную, попробовал все это повторить по-своему. У меня получалось, и я так и пошел этим путем, а на наших перестал смотреть вовсе.


«Мне есть, что рассказать миру»
Максим, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, почему вы решили давать уроки на страницах нашего журнала?
Была такая история: у меня появился ученик, папа которого предложил мне очень достойные деньги. Причем от него же я узнал, что в народе бытует слух, будто Сталевы никому ничего не рассказывают, хранят свои секреты. Тогда я решил подготовить ученика. Ему было лет 14. Буквально через шесть месяцев он выполнил норматив кандидата в мастера спорта, обыграв на Чемпионате России двух известных мастеров спорта, про-играв только мне в полуфинале. Во-первых, рано ему было обыгрывать своего учителя, а во-вторых, паренек просто подустал, не имея турнирного опыта. Это был мой первый ученик. Мы занимались по четыре часа три раза в неделю, и после занятий со мной он еще четыре часа отрабатывал удары под присмотром папы.
Мне понравилось, я начал узнавать для себя много нового, детально разбирая комбинации и удары. И до сих пор процесс познания не прекращается. Мне есть, что сказать миру.

Начиная с этого номера, мы открываем новую рубрику — «Уроки мастерства», посвященную обучению технике игры на бильярде. Рубрику ведет Максим Сталев (см. стр. 66).


В печатной версии страница №8  | Количество просмотров: 21415  |  Комментариев: 

Оставить комментарии


  • №46  белый кролик пишет 07 Декабрь, 2010 15:14

    читайте больше правильной инфо а не желчью исходите!
    это так для особо не вменяемых
    http://www.billiardsport.ru/portrait/7_stalev.html

  • №47  ежик пишет 17 Апрель, 2013 12:47

    И какого жить с таким самомнением.... ужас

« Предыдущая 1 2 3 4 Следующая »