интервью номера
От кудесника футбольного мяча…
«В 1977 г. в 3-й зоне второй лиги Чемпионата СССР по футболу стартовала команда «Факел-Воронеж», — читаем мы в форуме фанатов на сайте ФК «Факел». — Цвета «Факела» в том сезоне защищал и полузащитник, мастер спорта Гиви Анфимиади, ухитрившийся забить за четыре игры два гола». Когда один из авторов данного очерка едва начинал бегать под стол, имя этого игрока уже гремело на всю страну. Более того, тогда, в 1977 г., был как раз закат его футбольной карьеры. Это был его последний сезон… Но его имя гремит и до сих пор!
«Футбол из моей жизни никогда не уйдет. Болею за СКА «Ростов», не пропускаю ни одной игры, летаю вместе с командой на выездные матчи. Президент ФК Иван Саввиди — мой близкий друг, он также является президентом Федерации бильярда Южного федерального округа и Ассоциации греческих общественных объединений, диаспоры греков постсоветского пространства», — расставляет точки над «i» Гиви Ильич.
Кирилл ФилипповОбычно профессиональные футболисты становятся профильными тренерами. Насмотревшись, как тренеры мучаются с футболистами, в тренерский состав Гиви не стремился, его не прельщала такая роль: «Достаточно вспомнить, как мы сами тренера доводили, как на тренировки не приходили, и он ничего не мог сделать ведущему игроку. Скорее, наоборот — игрок мог нажаловаться и снять тренера. Я и сейчас детей в биль-ярд не тренирую. Могу «довести» игрока, откорректировать его игру».
Поэтому сразу ушел в малый бизнес. Однако стремление-то к спорту в душе осталось! И Гиви Ильич нашел способ продолжения спортивной карьеры — посредством бильярда.
Как оказалось, общее между футболом и бильярдом — это далеко не только игровое поле одного цвета. В бильярде, как и в футболе, важно иметь хорошую физическую выносливость, важны техника и тактика. Мыслящий и техничный игрок ценится и в одном, и в другом виде спорта. В футболе общеизвестны удары «щечкой», «резаный», «подкрутка», «перекидной», «акцентированный». Практически такие же удары преобладают и
в бильярде, где можно исполнять «винты», неподсильные футбольному мячу. Верхние, нижние удары, клопштосс, верхний правый, правый нижний — все эти бильярдные удары, придающие определенное вращение шару, схожи по принципу с теорией удара по футбольному мячу. Не случайно на футбольных тренировочных базах всегда имеется бильярдный стол.
В 1960-е годы сильным бильярдистом слыл игрок московского «Спартака» Сальников, известный футбольный тренер Пономарев и многие другие футболисты.
… до маэстро бильярдного шара
Для Гиви бильярд после футбола всегда был на втором плане, и он никогда не бросал играть. А с началом первых спортивных соревнований тут же влился в них уже как спортсмен: «С 1990 г. я не пропустил ни одного турнира, участвуя практически во всех соревнованиях, что интересно — за свой счет. Такая была сила притяжения к игре, сила желания общаться друг с другом».
Сейчас Гиви Ильич выступает одним из инициаторов проведения турниров среди ветеранов бильярда — в Сочи, Краснодаре, Ростове. Играет сам, но и наблюдает. Игроки старшего возраста, по его словам, отдают предпочтение Русской пирамиде и более доступной Московской пирамиде. Игра человека в возрасте специфична: завязана не только на таланте, но и на тактике — у каждого свой стиль игры, каждый стремится перехитрить тактически и победить. Некоторые не видели друг друга по 10—12 лет. Им приятно, разумеется, встречаться.
Обсуждается на таких турнирах и нынешнее положение дел в бильярде. «Отрадно, что русский бильярд переживает такой бум — открываются новые клубы с прекрасным оборудованием. Нам ведь приходилось играть и пластмассовыми шарами, которые через несколько ударов становились квадратными. Приятно наблюдать за развитием и движением бильярда. Проходят чемпионаты среди женщин, детские соревнования — это ведь отвлекает от улицы-прорвы», — фиксирует консолидированное мнение ветеранов Гиви, которому, будучи уже взрослым, приходилось скрывать от родителей страсть к бильярду, поскольку ассоциировался он исключительно и только как криминальный «малинник». «А сейчас выходишь на улицу и слышишь: а ты видел, как Паламарь сыграл? Приятно, чего говорить! — продолжает Гиви. — Но останавливаться рано: когда на кону чемпионата такой большой страны, как Россия, лежит $3 тыс. — это же просто смешно! На турниры в Москву и Санкт-Петербург приезжают ведь и из Красноярска, и из Владивостока. Один перелет чего стоит. Перестанут ведь прилетать! Конечно, плохо, что за 10 лет так и не сформировалась спортивная индустрия, не выработались единые правила, каждый год меняются. И все это потому, что у истоков федераций стоят люди, далекие от бильярда. У игроков даже никто не спрашивал, что им, собственно, нужно».
Спортивное долголетие
До 33 лет Гиви профессионально занимался футболом. В бильярд пришел поздно — после 30-летнего рубежа. А чемпионские титулы и вовсе завоевал уже после 50 лет. Как в таком возрасте ему удалось добиться успеха? Как вообще связаны эти два понятия — бильярд и возраст? Или Анфимиади удалось многого достичь за счет базовой спортивной подготовки?
Вот что по этому поводу думает он сам: «Все-таки Бог наделил каждого человека каким-то талантом. Я сразу стал играть хорошо — это значит, что какая-то предрасположенность к игре на бильярде, какой-то талант и дар уже были во мне заложены.
Я быстро все усвоил и в течение двух лет стал играть на приличном уровне».
По признанию Гиви, увидев бильярд, он сразу полюбил его. А впервые молодой футболист увидел, как «тыкают» шары, где-то на границе с Белоруссией, у Бреста. Это настолько запало ему в душу, что впоследствии, где бы ни доводилось бывать, он повсюду искал бильярдные. Играя за команду Крымска, ездил за
50 км в другой город, чтобы поиграть на бильярде в свободное время.
Никаких учителей за всю бильярдную карьеру у него не было: «Я играл абсолютно со всеми. С сильными игроками. Деньги как у футболиста у меня водились, и поэтому я сразу начал играть с мощными игроками». «И сразу на деньги?» — спросили мы. «Сразу. Без денег со мной никто не хотел играть. Тогда ведь была одна
бильярдная на город, а не 20, как сейчас.
Сергей ГорбуновИ когда ты приходил туда, окунался в особый мир со своими неписаными правилами, старожилами и аборигенами, среди которых я проходил по категории «фраер» и должен был проиграть деньги и уйти. Мне же это доставляло удовольствие, сам факт того, что я вообще играю! Все эти затраты и все эти сражения с игроками высокого уровня не прошли даром —
я быстро адаптировался. Конечно, спортивная форма (гибкость, подвижность, растяжка) немало поспособствовала тому, что я буквально за считанные месяцы научился играть. Игроки, которые еще два-три месяца назад давали фору, отказывались играть. Мне приходилось искать новых партнеров, менять города».
Заветы мастера
Его отличает фирменная тактика — заманить, запутать партнера, поставить его в сложное положение на отыгрышах. Сейчас, умудренный опытом, Гиви полагает, что игра на интерес в первые год-два помогает ускорить процесс подготовки и достижения мастерства: «Мне кажется, что незаинтересованность игрока порождает несобранность, и даже игрок-профессионал ведет себя неадекватно. Интерес укрепляет характер, дисциплину, рисунок игры и делает человека настоящим игроком. Без спортивного характера невозможна победа. Один старый игрок сказал как-то мне: «Сынок, если ты хочешь стать настоящим игроком, ты должен научиться достойно проигрывать, пройти через поражения».
Достойные проигрыши в его понимании — это значит не нервничать, не паниковать. Побед без поражений не бывает. Гиви умел быть спокойным. Только самолюбие поигрывало. Так или иначе, через несколько лет он уже сам раздавал форы всему Ростову. Ростову-папе, заметим.
Мы поинтересовались у того, кто сделал себя сам, как поступать молодым игрокам, которым исполнилось 12—14 лет, в каком возрасте им переходить на коммерцию. Ведь не секрет, что по ночам, во время официальных соревнований, многие молодые спортсмены играют коммерческие матчи. Нередко переходят на покер, часто проигрывают большие суммы. Раньше, при совке, все было несколько проще и однозначнее — молодых в биль-ярдные просто не пускали. Сейчас
бильярд омолодился, вне всякого сомнения. Но, по мнению Гиви, запретить играть на деньги невозможно. Их ведь можно и в любую другую игру проиграть, не только на бильярде, если сознание «заточено» под такие стимулы. «Считаю, что молодым, не обеспечивающим свою жизнь самостоятельно и не имеющим в кармане собственных денег, категорически нельзя играть. Но когда у тебя есть заработок, ты сам себя обеспечиваешь — здесь ты уже сам решаешь, как себя вести», — полагает футбольно-бильярдная легенда.
В советские времена Ростов славился тем, что здесь «поднимали» самые большие деньги. «Ворота Кавказа» притягивали «гастролеров» со всего Союза. Впрочем, самые большие суммы, по словам Гиви, все равно разыгрывались в бильярдных московского Парка Горького и военной Академии. В связи с Олимпиадой их, правда, закрыли в 1980-х годах. В Ростове и Волгограде бильярдные сохранились только благодаря тому, что относились к военным ведомствам и располагались в Домах офицеров. И благодаря игрокам-энтузиастам в звании генералов и полковников и их петициям бильярдные удалось сохранить. Будучи игроком команды СКА, Гиви должен был иметь пропуск штаба округа, чтобы попасть к столу! Впрочем, не мудрено: ту бильярдную посещали еще маршалы Ворошилов и Буденный.
Но даже на фоне такой малодоступности этого вида спорта, в те времена были игроки-шедевры, которые показывали высочайшую игру, — это Ашот Потикян, Георгий Митасов, Устрица, как называли покойного Владимира Симонича. Несмотря на отсутствие тренеров, Гиви многому научился именно у них, хотя специально они, конечно, уроков не давали. Он сам выносил их из каждой партии — с потом и кровью перенимал опыт мастеров. Проигрывая этим профессионалам, он многое брал из каждой сыгранной партии.
Смена вех
Ничего не осталось от былых времен — с приходом казино и игровых автоматов количество желающих играть на интерес сократилось. Все ушли туда, где легко отдают деньги — в казино. А в коммерческом бильярде деньги, понятно, отдавать никто не хотел. Сейчас, правда, не сладко уже игорному бизнесу. И наблюдается обратная тенденция — перетекание капиталов из игорного сегмента в бильярдные клубы, вырастающие по всей стране, как грибы после дождя.
Вот и в центре Ростова только что открылся шикарный клуб «Дон-Табак» на 20 столов. Самый титулованный ростовский бильярдист будет опекать новый бильярдный центр. Детская спортивная школа его имени в городе давно открыта, но полноценно не функционировала. Пора исправлять ситуацию.
Ведь Ростов-на-Дону и Южный федеральный округ в целом славятся тем, что являются «поставщиками» игроков на бильярде высочайшего уровня. Практически все чемпионы мира — выходцы из южного региона страны. Именно Гиви направил 15-летнего Юрия Пащинского в Москву к Георгию Митасову. Но важнее другое — маэстро кия участвует абсолютно во всех соревнованиях региона. Уже одно только присутствие такой легендарной фигуры на соревнованиях — огромный стимул для молодых спортсменов. Ну, а обыграть легенду — это же просто счастье какое-то!
Гиви неустанно консультирует бильярдные клубы по организации и проведению любительских турниров, является тренером сборной Ростовской области. Его ученики Кирилл Филиппов, Сергей Горбунов и Кирилл Егоров дважды становились чемпионами России, другие ученики — многократными победителями чемпионатов Южного федерального округа. Ни один другой регион не имеет восемь мастеров спорта международного класса по биль-ярду. Анищенко, Григорьев, Мамуладзе, Квасроляшвили, Бескровный, Караев, Назарцев, Бузоев, Пащинский, Горбунов, Киричков — все выходцы из этого региона.
И немалая заслуга принадлежит Гиви Анфимиади, его личному примеру.