Останкинская бильярдная башня

история

"Бильярд Спорт", Июль-Август (2008)

Легенда бильярда

Останкинская бильярдная башня


Борис Куприянов

В мире существует много спортивных площадок, но только некоторые из них получили статус легендарных. Даже люди, совершенно не увлекающиеся футболом или теннисом, знают о лондонском «Уэмбли» или парижском «Ролан Гаррос». В бильярд на стадионах не играют, для этого существуют клубы, и некоторые из них также стали легендарными. О них рассказывают истории, а царившую в них неповторимую атмосферу до сих пор помнят любители бильярда, несмотря на то, что все эти храмы бильярдной игры давно уже не существуют. Об одной из таких легендарных московских бильярдных мне рассказал Юлий Бриккер, в прошлом сначала ее постоянный игрок, а затем маркер и даже директор.

Бильярдная в парке «Останкино» появилась практически сразу после закрытия знаменитого клуба в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького, который долгие годы был бильярдной Меккой Москвы. Вообще, в то время бильярдных клубов в городе было совсем мало. Останкинская бильярдная вполне отвечала духу своего времени, так как многие бильярдные клубы тогда располагались именно в парках или садах (Измайловский парк, Сад им. Баумана), а также в домах офицеров или творчества (ЦДРИ, Дом кино, Дом журналистов и т.д.). После того, как знаменитый «Парк Горького» перестал существовать, вся московская (и не только) бильярдная и карточная элита перебралась в «Останкино». Там играли такие асы коммерческого бильярда, как Ашот Потикян, Владимир Левитин и многие другие, известные на всю страну мастера. Кстати, именно в «Останкино» был лучший в Москве стол для игры в русские фишки, правда, сначала не с мраморной доской, а с бетонной, но все равно не из ДСП, а натуральный деревянный. Фишки в СССР были очень популярны. В послевоенное время, как говорили старики, в гостинице «Москва» блистали Бузулуцкий, Бабаян, Жора «Горбатый», но, вне сомнения, лучше всех играл именно Бузулуцкий.

И в «Останкино» фишки были также наиболее популярной игрой, а Ашот Потикян играл в них просто блестяще. «Я учился именно на его игре, — рассказывает Юлий Бриккер. — Он сначала давал мне очень большую фору, но так как игра эта мне безумно нравилась, я упорно продолжал у него учиться, смотрел как и что он делает, какие использует приемы. Постепенно фишки стали для меня близкой и хорошо знакомой игрой, и уже я сам стал давать соперникам фору, как мой кумир и учитель Потикян».

После того, как знаменитый «Парк Горького» перестал существовать, вся московская (и не только) бильярдная и карточная элита перебралась в «Останкино».

Однажды в «Останкино» произошел интересный случай. Ашот играл с известным карточным игроком по кличке «Катюша». Это был грузин, весьма симпатичный и веселый мужчина, профессионально игравший в карты (тогда карты были невероятно популярны). Ашот давал ему нереально большую фору. В игре надо было набрать 60 очков, а Потикян давал ему 15 очков и серию (то есть если сбиты фишки, то можно продолжать бить дальше), а также прямой удар, запрещенный в обычной игре. Несмотря на это, Ашот все-таки выигрывал. В это же время в Ленинграде играл прекрасный бильярдист Михаил Аншелевич по кличке «Чаплин», которую он получил из-за своего маленького роста. «Чаплин» очень хорошо играл в русский бильярд, а в фишки — просто блестяще на уровне Потикяна. Приехав как-то в Москву и зайдя естественно в бильярдную «Останкино», «Чаплин» с интересом наблюдал за игрой «Катюши» и Ашота. Через несколько дней он сам предложил «Катюше» сыграть в фишки, дав ту же фору, что и Ашот. «Катюше» трудно было представить, что существует игрок такого же класса, как Потикян, и он согласился. К всеобщему удивлению Михаил выиграл игру и очень приличный для того времени куш. Справедливости ради стоит отметить, что в скором времени «Чаплин» проиграл в карты все выигранные деньги тем людям, которые свели его с «Катюшей» на игру в фишки. Кстати, «Катюша» сейчас жив и здоров и с улыбкой вспоминает о былых сражениях.

Карточные игры в то время были очень популярны, и может быть именно потому, что в них так часто играли в бильярдных, многие считали бильярд азартной игрой, что не могло не сказаться на отношении к нему властей, а также на создании вокруг него отрицательного общественного мнения. Играли в деберц, но больше всего в штос, совсем, как в пушкинской повести «Пиковая дама». Играли по-крупному, и за полчаса могли спокойно как выиграть, так и поиграть целое состояние. Кстати, известные бильярдисты в карты практически не играли, тогда как карточные игроки частенько проигрывали свои профессиональные выигрыши за бильярдным столом.

Николай Леонидович Ольховиков (1922—1987 гг.)
Народный артист СССР (1980 г.), российский акробат, жокей, жонглер на лошади.
Постановщик, участник и руководитель циркового аттракциона «Русская тройка» (1971 г.).

Я жил в их мире милом,
В традициях веков,
И был моим кумиром
Жонглер Ольховиков.
Он внуком был и сыном
Тех, кто сошел давно.
На крупе лошадином
Работал без панно.
Юпитеры немели,
Манеж клубился тьмой.
Из цирка по метели
Мы ехали домой.

Александр Межиров

Бильярдный клуб «Останкино» располагался непосредственно в Останкинском парке недалеко от пруда, что, с одной стороны, придавало ему некоторую романтичность, так как в то время в Москве еще не было роскошных и пафосных развлекательных клубов с VIP-залами, дорогими ресторанами и барами. А с другой стороны, именно парки со своими традиционными танцевальными площадками, уютными кафе и катками в зимнее время года в сознании советских людей являлись сосредоточием городской культурной жизни. Уже потом в Останкино построили новый клуб, расположенный ближе к телецентру, более современный, намного лучше оснащенный, но потерявший свой неповторимый первоначальный шарм. Сейчас на его месте находится обычный ресторан. В «Останкино» играли почти все выдающиеся мастера бильярда того времени: Эмиль «Останкинский» — игрок высочайшего класса, царство ему небесное, Леня «Киевский» — шикарный игрок естественно из Киева (потом он женился и жил в Москве) и многие другие. Они обычно собирались именно в Останкино, так как такого класса мастера играли только в одном «своем» клубе, зная его столы, публику и конъюнктуру. Чаще всего играли в «Сибирку» (так ее называли в Москве, а в Сибири у нее было другое название — «Московская пирамида»). Играли каждый день, сутки напролет и только в коммерцию, то есть на деньги. Лучшими были Ашот Потикян и Владимир Левитин. Помимо профессиональных игроков, часто приходили и люди искусства. Например, известнейший цирковой жонглер Николай Ольховиков играл на костяных шарах с Ашотом практически на равных. В те годы у него был Мерседес-купе, в ЦК КПСС он левой ногой дверь открывал и постоянно ездил с гастролями по всему миру. Часто в «Останкино» приходили играть известный оперный певец Иван Петров и театральный актер Борис Хмельницкий.

Иван Иванович Петров (Краузе) (1920—2003 гг.)
Певец (бас), народный артист СССР. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. в составе фронтовой бригады давал концерты на Брянском и Волховском фронтах. С 1 мая 1943 г. по 1969 г. был солистом Большого театра. Среди исполненных им партий — Борис Годунов (из одноименной оперы «Борис Годунов»), Кочубей («Мазепа»), Досифей («Хованщина»), Мефистофель («Фауст»). Покинул сцену в зените славы. Талант Ивана Петрова не ограничивался только музыкой, он был великолепным педагогом, прекрасным драматическим артистом: исполнил роль Зеба Стампа в знаменитом отечественном фильме «Всадник без головы». Именно ему дочь Федора Шаляпина Марина Федоровна подарила перстень своего великого отца, который Иван Петров долго хранил, но потом передал в Дом-музей Ф. Шаляпина.

Вне сомнения, «Останкино» был клубом, в котором играли в коммерческий бильярд, лучшим видом которого первоначально являлись фишки. Это очень тонкая, увлекательная, умная и азартная игра. И у нее были свои рьяные приверженцы. Юлий Бриккер в этой связи вспоминает следующий случай: «Леня «Рыжий» играл только в фишки. Тогда было совсем немного игроков, которые играли в бильярд и фишки одновременно, но в начале 1980-х годов я играл в обе эти игры вполне прилично. Тем не менее в фишки Леня мне все время давал фору, и наконец, я сказал ему, что сам могу дать ему фору — выставку, то есть первый удар и прямой (можно сразу сбить 7—9 очков и создать для себя выгодную позицию), а он ответит мне двойным кушем (двойной денежной ставкой). Я, конечно, проиграл. На следующий день предложил ему тройной куш, и он, чувствуя, что сильнее меня, а я проигрываю неспециально, согласился. Я опять проиграл и через одну игру сказал, что если он и так даром все время выигрывает, то не стоит ли рискнуть и пойти на пятерной куш. Это была очень большая сумма, он долго колебался, но под моим давлением все-таки согласился. Я чувствовал, что игра ко мне пришла, и пошел ва-банк. В конечном итоге я выиграл очень приличные деньги, отыграв все, что потерял до того, а Леня проиграл еще и болельщикам, которым отвечал. Это была моя первая победа в фишках. Потом я взял кий без наклейки, и он дал мне фору в 16 очков, а я опять выиграл. На следующий день он хотел отбиться, и мы играли по заказу в так называемый цап-царап, то есть я заказываю, что собью фишки, и если я сбил, то мне пишутся очки, а если я промахнулся, то моему сопернику пишется 7 очков. Но я опять его обыграл и он сказал мне: «Все, с тобой, Юлик, игры закончились». После этого случая мы по-прежнему оставались в прекрасных отношениях, так как игра не может испортить личные симпатии».

Борис Алексеевич Хмельницкий (1940—2008 гг.)
Народный артист России (2001 г.). В 1966 г. окончил Театральное училище им. Б.В. Щукина, курс А.А. Орочко. В 1964—1982 гг. — актер Московского театра драмы и комедии на Таганке. Автор музыки к спектаклям театра на Таганке и к фильмам «На короткой волне», «Седьмое кольцо колдуньи» и др. Фильмография актера насчитывает более 50 картин, среди которых знаменитые «Красная палатка», «Князь Игорь», «Перехват», «Айвенго», «Стрелы Робин Гуда».

Очень жаль, что теперь не играют в фишки, так как это одна из лучших разновидностей бильярда. Может быть когда-нибудь в Останкино кто-нибудь и откроет новый бильярдный клуб, где не будет вызывающе роскошных интерьеров, сигарных салонов, ресторанов с итальянской, французской и прочей заморской кухней, зато будет царить уютная атмосфера дружеского соперничества и, конечно, фишки.

Вне сомнения, «Останкино» был клубом, в котором играли в коммерческий бильярд, лучшим видом которого первоначально являлись фишки. Это очень тонкая, увлекательная, умная и азартная игра.


Журнал «Бильярд Спорт» благодарит Николая Сараева за предоставленные фотографии 1970–1980-х годов, сделанные в различных московских бильярдных.


В печатной версии страница №22  | Количество просмотров: 6512  |  Комментариев: 

Оставить комментарии


  • №1  Вадим пишет 25 Июль, 2008 17:00 Благодарность

    Огромнейшее спасибо за Ваш труд , Николаю Сараеву за сохранённую историю, Юлию Бриккеру за рассказ, а редакции за то, что журнал можно читать в онлайн версии !

  • №2  Борис пишет 17 Август, 2008 22:11 В. Симонич ?

    В воспоминаниях Н.Л. Ольховикова помещены два фото. Можна ли как-то узнать, кто стоит на первом из них, у середины короткого борта, в "тенёчке", как называют это место бильярдисты, в строгом костюме-тройке с кием в руке, наблюдая за ударом соперника ? Не легендарный ли это Владимир Симонич, автор и ведущий отличного обучающего фильма о бильярде? И не планирует ли редакция одну либо цикл статей об этом великом бильярдисте и замечательном человеке ?

  • №3  Владимир Генералов пишет 19 Август, 2008 13:01 И ХОТЬ Я НЕ ИЗ РЕДАКЦИИ...

    Как видите (судя по молчанию) не планирует... А знаете почему? Подумайте... А ПОЧЕМУ РЕДАКЦИЯ (и не только) МОЛЧИТ ПРО АШОТА ПОТИКЯНА...

  • №4  Валя Борисова пишет 20 Август, 2008 18:32 Из редакции...

    Судя по всему Симонич... И почему не планируем, Владимир Генеалов? Намекните хоть!!!

  • №5  Владимир Генералов пишет 22 Август, 2008 00:56 ТАК ВЕДЬ, НИЧЕГО НЕ МЕШАЛО...

    Да вы в своем журнале все больше внимания уделяете не Метрам, а ... санти-метрам... В те времена - каждый бильярдист - Легенда, Эпоха, Личность! А кто у вас на страницах... прходящие, как летний дождь - американщики, не знающие что будут делать седующим ударом, тринадцати-семнадцати-летние, (даже не зимние) не знающие жизни и цены Ошибки... А ведь, БИЛЬЯРД - МОДЕЛЬ ЖИЗНИ, СТАНОВЛЕНИЯ, ФИЛОСОФИИ, ПОЗНАНИЯ... Что знают эти дети и те, которые пишут про них, на фоне ВЕЧНОГО "ВЧЕРА" и в предверии грядущего "ЗАВТРА", КТО И ЧЕМУ УЧИЛ ИХ? - НИКТО! ОНИ САМИ "С УСАМИ", брошенные на произвол спортивно-бильярдной Судьбы - федераций и прочих... Учите, учитесь, прививайте, - ничего ж не мешает... Про АШОТА ПОТИКЯНА ВООБЩЕ НИГДЕ И НИ ГУ-ГУ, А ОН, СЛАВА бОГУ, ЖИВ! Турнир в честь "300-летия черти чего" проводится, а ПАМЯТИ В.СИМОНИЧА - НЕТ!

    Валя Борисова писал(а):
    Судя по всему Симонич... И почему не планируем, Владимир Генеалов? Намекните хоть!!!
    Да разве причина БЕЗДЕЙСТВИЯ важна, Валентина Борисова..? Отвечаю: СУДЯ ПО ВСЕМУ!!!
  • №6  Николай пишет 18 Сентябрь, 2008 20:09

    А я бы с радостью почитал статью про Владимира Симонича его фильм мне очень понравился! он явно остаеться лучшим

  • №7  Максим пишет 16 Сентябрь, 2013 13:28

    Это "вышка" - исток, к которому следует прикоснуться тем, кто сегодня имеет право называться "Настоящими бильярдистами".