Бильярд в искусстве, или С любовью о бильярде. Часть третья

история

"Бильярд Спорт", Июль-Август (2008)

Бильярд в искусстве, или С любовью о бильярде. Часть третья


Николай Ратозий

Заканчивая публикацию статей на тему «Бильярд в искусстве», попробуем осветить основные направления ее отображения в творчестве деятелей культуры и искусства 1980–1990-х годов, коснуться современности, а также попытаться сделать обзор присутствия бильярда в «важнейшем из искусств» – в кино.

От абстрактного бильярда до подвального

Поскольку в 40—70-е годы XX в. бильярд не был широко распространен в культурной, а тем более в спортивной жизни общества, то и в последующие десятилетия не было социального заказа на его популяризацию. Тем не менее, вокруг бильярдной игры продолжала существовать некая особая мифология. Те художники, которые владели ее приемами, знали толк в бильярде и понимали значение его развития для культуры в целом, пытались отобразить эту игру в своих картинах. Такие картины появились лишь в 1980-х годах. Художник Г.П. Егошин, например, в картине «Бильярд» (1980 г.) изобразил замкнутое пространство довольно нарядной бильярдной, вращающееся вокруг игорного стола. Присутствие двух игроков у бильярдного стола, вооруженных киями, и наблюдателя со сложенными руками вполне естественно, но лица их размыты.

Известно, что, несмотря на отсутствие бильярда среди официальных видов спорта в СССР, власти не очень-то поощряли его развитие и распространение в массах. Игра на бильярде продолжала быть лишь любимым видом отдыха. И почитатели этой древнейшей и полезной для здоровья игры стремились своими силами, при поддержке общественности, создавать и обустраивать в свободных помещениях разных учреждений, вплоть до подвалов, так называемые самодельные бильярдные. Именно такую подвальную бильярдную и изобразил в 1985 г. в своей картине «Дядя Федя» художник К.С. Мамонов. Это произведение не претендует на обилие красок в описании интерьера, пейзажа или портрета бильярдного энтузиаста дяди Феди. Главное заключается в том, что автор этой удивительно трогательной картины очень тонко выразил общий взгляд на бильярдный мир того периода нашей истории, который можно охарактеризовать как «созерцательный сарказм». Характерно, что в те же 1980-е годы появилась и еще одна знаковая картина на бильярдную тему художника В.В. Гаврильчика «Игра в бильярд» (1988 г.). Первоначально она называлась просто: «Партия». Автор четко нарисовал лица двух изысканно одетых мужчин в возрасте, каждый из них держит в руках кий. Оба лукаво улыбаются и рассуждают о тонкостях и прелестях игры. Шары на бильярдном поле уже находятся в игровой комбинации, кий одного из партнеров «мелится» к очередному удару. При этом умудренные опытом игроки, щуря глаз, как бы обсуждают текущую ситуацию бильярдной партии, от которой наверняка получат обоюдное удовольствие. Одним словом, «актеры», играющие в русский бильярд, — типичный атрибут госучреждений той поры. Тем самым художник дает нам понять, что недалек тот час, когда в бильярд будут играть миллионы. Сегодня авторам всех вышеперечисленных произведений, отразивших непростую картину выживания бильярда в жизни и в искусстве XX столетия можно сказать, что их творчество не пропало даром. Уже в конце 1980-х — начале 1990-х годов бильярд стал официальным видом спорта в СССР, а с 1991 г. — и в новой России. Теперь в него действительно играют миллионы!

Известно, что, несмотря на отсутствие бильярда среди официальных видов спорта в СССР, власти не очень-то поощряли его развитие и распространение в массах. Игра на бильярде продолжала быть лишь любимым видом отдыха.


Петр I и Владимир Путин с кием в руке

За последние годы российскими мастерами изобразительного искусства созданы не менее значительные по теме и художественной ценности портреты выдающихся государственных деятелей России, военачальников, деятелей литературы, имевших в той или иной степени отношение к развитию и укреплению бильярдных традиций в культуре и спорте нашего государства на протяжении многих столетий. В первую очередь, хотелось бы отметить патриотическое бильярдное творчество художника А. Ваганова, сумевшего создать целые серии картин и портретов, посвященные Петру I (инициатору введения в культурную жизнь россиян бильярдной игры как вида развлечения и спорта); таким великим мастерам слова, прославившим бильярд в поэзии и прозе, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский; маршалу Г.К. Жукову, поборнику идеи внедрения бильярдного спорта в армейскую жизнь. Теперь эти художественные произведения не только украшают бильярдные клубы столицы, но и хорошо известны широкой публике благодаря средствам массовой информации (печатным изданиям и телевидению). Важно и то, что именно благодаря таланту А. Ваганова была создана целая портретная галерея известных спортсменов-бильярдистов нашей страны: Н.И. Ефимова, Н.И. Березина, А.П. Миляева, Г.С. Митасова и А.П. Чемоданова, прославивших русский бильярд не только в СССР, но и далеко за его пределами. Эта портретная коллекция была приурочена к 300-летию появления бильярда на Руси и вошла в серию почтовых марок России.

Сейчас наступило время, когда любой человек, у которого есть желание творить, кто обладает талантом, может прославить нынешний бильярд в изобразительном искусстве, нарисовать портрет «с кием в руке» хоть самого гаранта Конституции! Собственно, на этом можно было завершить наш обзор на тему «Бильярд в искусстве». Ведь лучшего наглядного примера торжества истины бильярда в демократической стране, чем созданный в 2002 г. художниками В. Тимофеевой и Д. Врубелем портрет тогдашнего Президента России В.В. Путина «Однако партия...» с кием в руке, пожалуй, в современном изобразительном искусстве не найти. К тому же это произведение заслужило честь быть опубликованным на страницах газеты «Комсомольская правда», которую читают десятки миллионов граждан.


Игра на белом экране Кино — это искусство особого рода.

У него своя история, и оно, как и бильярд, оказывает воздействие на умы и сердца людей. Надо отдать должное тому факту, что возникновение темы бильярда в искусстве кино в нашей стране стало возможным благодаря развитию науки и техники, постоянному усовершенствованию средств общения между людьми. Одновременно оно явилось результатом многолетнего культурного развития страны в XX в. И не случайно кино по праву называют «зримой литературой» и «движущейся живописью». Игра актеров, живописно-пластическое решение, слова и музыка — все это позволяло в том или ином жанре художественно выражать отдельные сюжеты, сцены или эпизоды из исторического наследия непростого в идеологическом смысле русского бильярда на экране. И все-таки надо отметить, что мастера советского киноискусства сумели создать ряд замечательных кинофильмов в этом новом жанре и таким образом показать бильярд на широком экране. Наиболее яркой и запоминающейся картиной, где присутствуют бильярдные сцены, можно считать «Трилогию о Максиме», созданную в 1930-х годах замечательными мастерами советского кино Г. Козинцевым и Л. Траубергом (состоящую из фильмов «Юность Максима» (1934 г.), «Возвращение Максима» (1937 г.) и «Выборгская сторона» (1939 г.). Несмотря на откровенно сказочную, фольклорную подоплеку сцены, где в бильярд играют такие обстоятельные актеры, как Борис Чирков и Михаил Жаров, можно сказать, что в фильме «Юность Максима» впервые в советском искусстве был так ярко показан бильярд. Блестяще сыгранная Жаровым знаковая роль «короля» Санкт-Петербургского бильярда положила поистине благодатное начало популяризации этой игры в последующих художественных произведениях советского кино. На экранах все чаще стали появляться фильмы с увлекательными сюжетами на тему бильярда, причем это были как военно-исторические, так и социально-бытовые картины. Не погрешим против истины, если скажем, что почти все фильмы, где демонстрировались бильярдные баталии, не только усиливали художественную привлекательность картины, но и повышали ее зрелищность в целом.

Надо отдать должное тому факту, что возникновение темы бильярда в искусстве кино в нашей стране стало возможным благодаря развитию науки и техники, постоянному усовершенствованию средств общения между людьми.

Во второй половине XX в. бильярд все чаще появлялся на киноэкранах. Он становился неотъемлемой частью сценариев, создателями которых были знаменитые деятели кино: режиссеры, постановщики и актеры. Особенно популярными были те картины, где в кадре появлялись герои с кием в руках и дерзко разбивали Русскую пирамиду. Их играли не менее знаменитые актеры театра и кино, такие как Евгений Евстигнеев (кинофильм «Поединок»), Владимир Басов («Бег»), Армен Джигарханян («Неуловимые мстители»), Валентин Гафт и Станислав Садальский («О бедном гусаре замолвите слово»), Георгий Бурков и Лидия Федосеева-Шукшина («Из жизни отдыхающих»), Виталий Соломин («Адъютант его превосходительства») и многие другие. Особенно ярко и незабываемо красиво вошел в историю киноискусства бильярд, показанный в фильме «Место встречи изменить нельзя», где главными «королями» сценического бильярда были актеры Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. И хотя этот фильм не совсем о бильярде, но фрагмент, в котором Жеглов (Высоцкий) играет с Копченым (Куравлев), ставит эту кинокартину в один ряд с такими классическими художественными кинопроизведениями на бильярдную тему, как мосфильмовский «Классик» (1998 г. выпуска) режиссера Георгия Шенгелия. В этом фильме роли двух заядлых бильярдистов играют актеры Сергей Никоненко и Алексей Гуськов и делают это в чисто классической манере, в лучших бильярдных традициях, демонстрируя бильярдное искусство в понимании Лемана, исключая сцены шулерства. Таким образом, в этом фильме впервые была затронута проблема чести и достоинства отдельных игроков.

В завершение повествования на тему бильярда в киноискусстве будет уместно подчеркнуть, что на сегодняшний день в нашей отечественной кинематографии уже имеется несколько десятков художественных фильмов, достойно популяризирующих русский бильярд и его покровителей на киноэкранах и телевидении.

Особенно ярко и незабываемо красиво вошел в историю киноискусства бильярд, показанный в фильме «Место встречи изменить нельзя», где главными «королями» сценического бильярда были актеры Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев.


Бильярдные подмостки

Полагаю, не будет лишним добавить к вышесказанному несколько слов о том, как популяризируется бильярд на сцене русских драматических театров. Достаточно сказать, что вот уже более 100 лет не сходят со сцены наших театров такие классические произведения, как «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Бесприданница» А.Н. Островского, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в которых в той или иной форме тоже присутствует бильярд либо имитация игры на нем. В спектаклях, как правило, задействованы великие театральные мастера. Таким образом, российское и советское изобразительное искусство, музееведение, театральное и киноискусство на протяжении двух столетий, исходя из социально-политических условий, все-таки сумели достойно отразить тему бильярда. Все это способствовало и продолжает способствовать утверждению и развитию бильярда как проверенного временем средства развлечения, как вида спорта для людей всех возрастов, независимо от социальных и половых различий.


В печатной версии страница №72  | Количество просмотров: 6610  |  Комментариев: 

Оставить комментарии